ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от лат. orо – говорю, молю) – крупное музыкально-драматическое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра. Подобно опере, имеет сюжет и строится на основе сольных арий, речитативов, ансамблей и хоров. Как и кантата, предназначена только для концерт. исполнения. От последней отличается более крупным размером, последовательностью сюжета и большим масштабом развития. К специфическим чертам О. относятся преобладание повествования над действием, выбор драматич. или героико-эпич. сюжетов. О. появилась в западноевроп. музыке на рубеже 16–17 вв. как музыкально-драматич. действие на библейский или евангельский текст. Наивысшего расцвета достигла в 17–18 вв. в творчестве Г.Ф. Генделя, И.-С. Баха, Й. Гайдна. Отойдя на второй план в эпоху романтизма, О. возродилась в 20 в. Наиболее значител. произведения этого периода принадлежат А. Онеггеру и К. Орфу. Особое значение жанр О. приобрела в отечествен. музыке совет. периода и трактовалась как монументал. вокально-симфонич. композиция революцион. или патриотич. тематики.
В этом русле протекало и развитие чуваш. О. в 1950–70-е гг. Первым к этому жанру обратился А.В. Асламас, создавший О. «В.И. Ленин» (слова С.А. Шавлы, 1950–52), основное музыкал. содержание к-рой сосредоточено в хоровой партии, сольные номера заменены декламацией. Как правило, сочинение О. приурочивалось к знаменател. датам: О. Ф.С. Васильева «Ленин Атăл çинче» (Ленин на Волге) в 5 частях (слова А.Е. Алги, 1970) – к 100-летию В.И. Ленина, А.В. Асламаса «Сказ о Чувашии» в 3 частях (слова Ю.С. Семендера, 1976) – к 425-летию вхождения Чувашии в состав Росс. государства, Г.Я. Хирбю «Халăха ирĕке кăларчĕ» (Народ, раскрепощённый Октябрём) в 4 частях (слова Ю.П. Вирьяла, 1977) – к 60-летию Октябр. революции. Наиболее значител. в чуваш. музыке произведения в этом жанре – О. Ф.С. Васильева «Самана» (Эпоха Октября) в 7 частях (слова А.Е. Алги, 1965) и «Патриотическая оратория» Г.Я. Хирбю в 6 частях (слова М.К. Сеспеля, 1970). В целом для чуваш. О. характерна плакатность мелодического языка, синтез интонаций совет. массовой песни и чуваш. музыкал. фольклора. С сер. 1980-х гг. жанр О. в чуваш. музыке уступает место более камерным жанрам, таким, как лирич. кантата и хоровой концерт.
Автор: С.В. Ильина.