АФИША (от франц. affiche – объявление) – вид рекламы, оповещения о спектакле, концерте, выставке, лекции, своего рода произведение графики. Появление печатной афиши в Чувашии связано с рождением профессионального искусства, открытием театров, музеев, началом концерт. и выставоч. деятельности творческих коллективов. В силу того, что А. выполнялись на недолговечном материале (гл. обр. бумаге), а также из-за отсутствия целенаправлен. работы по их сохранению, А. нач. 20 в. утрачены. Самые ранние из сохранившихся относятся к 1910-м гг. Коллекции А. находятся в Архиве печати Чуваш. Респ., Науч. архиве ЧГИГН, Центр. историч. архиве Чуваш. Респ. и состоят из А. с программами концертов, тетральных спектаклей, юбилейных вечеров и др. Они отличаются невысоким художествен. и полиграфич. качеством исполнения, представляют собой шрифтовые композиции с редким использованием изобразительных, гл. обр. орнаментальных, элементов. А. художествен. выставок упоминаются в литературе с 1928. После Вел. Отечеств. войны качество А. заметно улучшилось. К их созданию были привлечены профессиональные живописцы и графики. Появились рисованные А., с использованием фотографии, напечатанные в 2–3 цвета, в них активно использовался чуваш. национал. орнамент. В 1960-е гг. начали чаще применять фотомонтаж. Заметным явлением в этой области стало творчество Э.М. Юрьева, к-рый поднял качество промышлен. графики (А., буклеты, программы и т.п.) до высокого художествен. уровня и определил пути её дальнейшего развития. С 1970-х гг. его работы, а также А., созданные В.Н. Гончаровым, В.А. Смирновым-Ростоцким, Ю.Н. Николаевым, М.Д. Давлятшиным, В.М. Мазановым, Г.С. Самсоновой, Г.Г. Фомиряковым и др., часто создавались как оригинальные художествен. произведения. С кон. 20 в., благодаря новым компьютер. технологиям, изготовление А. обрело новые формы.
Автор: А.И. Мордвинова.