ДИАЛЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ – местные (территориал.) разновидности общенационал. музыкально-фольклор. системы, аналогич. местным разновидностям в др. сферах культуры чуваш. народа – языке, костюме, материал. культуре, различающимся у представителей разных этнографич. групп. Отчётливо выраженные в музыке, диалект. различия не столь очевидны в поэтич. строе народ. песни. Это было отмечено Н.И. Ашмариным ещё в 1892: «У всех чуваш одна поэзия, одни законы стихосложения… [однако] в музыкальном отношении напевы их часто различны; так, пение верховых чуваш… не имеет почти ничего общего с пением их низовых соплеменников…». Выделяются 3 Д. м.: верховой (вирьял, или тури), средненизовой (анат енчи), низовой (анатри). Д. м. вирьял характерен для музыкал. фольклора северо-запад. части Чуваш. Респ. На СВ республики распространён Д. м. анат енчи. Д. м. анатри характерен для музыкал. фольклора юго-восточ. части Чуваш. Респ. и прилегающих р-нов Татарстана и Ульянов. обл. Территориал. границы Д. м. анатри и анат енчи легко определить по бытованию формул. напевов песни-плача невесты хĕр йĕрри – единого в традицион. культуре каждой группы (см. нот. примеры в статьях Низовые чуваши и Средненизовые чуваши). Признаки Д. м. анатри характеризуют также музыкал. фольклор чувашей, населяющих большую территорию восточнее и южнее границ республики. Рассматриваемый столь широко Д. м. анатри может быть подразделён на субдиалекты: правобережный, закамский, средневолжский, приуральский. Каждый из Д. м. имеет признаки как общие для всей чуваш. музыкально-фольклор. системы (составляющие сущность народной музыки, в частности, таковы пентатоника, квантитативная ритмика, жанровая система, нек-рые музыкально-поэтич. структуры), так и индивидуал. Диалект. различия наглядно обнаруживаются в музыкально-песен. форме при распеве одного и того же традицион. сюжета: в низовом Д. м. – в характер. только для него многослоговой форме: Юри-юри килтĕм те эп юрлама, / Ÿлĕм тата килĕп-ха калаçма… (7+4 / 7+3 слога; дословно: «Специально-специально пришёл да я попеть, / потом ещё приду-ка побеседовать…»). У вирьялов и анат енчи за счёт выпадения повторов, вставочных частиц, местоимений тот же текст превращается в семисложник: Йори килтĕм йорлама, / Ÿлĕм килем попляма… (4+3 / 4+3 слога; дословно: «Специально пришёл я попеть / потом приду поговорить…»). Из таких музыкально-поэтич. строк складываются строфы (куплеты) – 2- и 3-строч. у анатри (иногда с припевом), 4-, 6-, 8-строч. у вирьялов и анат енчи; для последних характерны также особые 3- и 5-строч. Наиболее значител. ладоинтонацион. особенности Д. м. – полутоны «на расстоянии» и транспозиция в песнях вирьялов и анат енчи, южночувашский лад у правобереж. анатри, пласты диатоники в отдел. жанрах песен закам. и средненизовых чувашей. Пению анатри и анат енчи свойственна ровность пульсации единицы отсчёта, строгость в ритмич. соотношениях; для вирьялов характерна более свобод. манера исполнения, своеобраз. призвуки-форшлаги. В жанровой системе наблюдается относительно лучшая сохранность у низовых и средненизовых чувашей весенне-календар. видов песен (мăнкун, сĕрен, уяв, вăйă юррисем). Только у правобереж. анатри существуют специал. песни зимнего обряда хĕр сăри, только у вирьялов – сенокосные утăçи юррисем, только у приурал. анатри сохранились похорон. причитания сасă кăларни. Внутри каждого Д. м. существуют диалект. формульные напевы нек-рых обрядовых жанров (песни свадеб., рекрут. обрядов, иногда проводов масленицы, весен. хороводов). Частично различается музыкал. инструментарий (бытование волынки сăрнай у низовых чувашей, свадебный барабан параппан – у верховых).
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Максимов С.М. Песни верховых чуваш. Ч., 1932; Песни низовых чувашей: В 2 кн. / сост. Кондратьев М.Г. Ч., 1981; 1982; Он же. Песни средненизовых чувашей. Ч., 1993.