НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ – одна из наиболее распространённых форм внешкольного образования в дореволюционной России, использовавшаяся для популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний, а также религиозного воспитания. Правила 1876 установили строгий надзор за Н.ч.: они проводились с разрешения попечителя учеб. округа и губернатора под надзором директоров народ. училищ; допускались к чтению (без добавлений и отступлений) только книги, одобрен. учёным комитетом Мин-ва народ. просвещения (МНП) или Синодом и др. В 1888 право проводить Н.ч. получили уезд. отделения епархиал. училищных советов. В 1894 разрешено устройство Н.ч. по всей стране. В 1901–03 приняты правила, рассматривавшие Н.ч. как средство начал. образования, значительно упростившие порядок их организации. В 1906 разрешено излагать тексты Н.ч. своими словами. В 1907 издан закон о Н.ч., отменивший ограничительные каталоги книг.
На территории Чувашии Н.ч. получили распространение в 1880–90-е гг. Из-за сложной разрешител. процедуры они носили эпизодический характер. Организаторами Н.ч. в Чуваш. крае являлись церковь, земства, обществен. организации, миссионер. общества, фабрич. администрации, общества трезвости, крестьян. самоуправление и др. Н.ч. проводились на средства учредителей, а также министерств (МНП, земледелия и др.). Аудиториями служили библиотеки, народные дома, церкви, школы и др. Среди чуваш. крестьян были популярны Н.ч. с «волшебным фонарём» (диапроектором), применявшимся для иллюстрации содержания книг. Преобладали религиозно-нравственные Н.ч., за ними следовали историч., беллетристич., научные.
Учредителями религиозно-нравственных Н.ч. выступали учителя школ духовного ведомства, миссионер. общества (Алатыр. отделение Свято-Троицкого братства и пр.) и др. Обычно они превращались в беседы священника с прихожанами, на к-рых объяснялись основы христианства и др., сопровождались исполнением псалмов или хоровым пением. В 1900-е гг. тематика и круг организаторов Н.ч. расширились. Мест. комитеты Попечительства о народ. трезвости и Казан. общества трезвости проводили Н.ч. о вреде пьянства, по сел. хозяйству, гигиене, разным отраслям знаний и др. (для чуваш. населения на родном языке). На Чебоксар. казён. винном складе Н.ч. проходили в форме литературно-музыкал. вечеров с чтением беллетристики и познавател. лекций (в т.ч. экономической тематики) в сопровождении хора, оркестра балалаечников и др. По данным обследования 1903–04, Н.ч. проводились в 22,6% селениях Цивил., 13,7% – Чебоксар., 2,5% – Ядрин. уездов, их сред. посещаемость составила 100 чел. В 1905–07 в Чуваш. крае имело место использование Н.ч. для революцион. агитации, поэтому власти рекомендовали воздерживаться от их проведения.
В 1910-е гг. земства чуваш. уездов приступили к организации общеобразовательных Н.ч. Крестьяне охотно посещали занятия по сел. хозяйству, к-рые проводили земские агрономы (в т.ч. на чуваш. языке). Они состояли из одной или цикла бесед (рассчитанных на 2–4 дня), сопровождались демонстрацией диапозитивов, бесплат. раздачей переводной сельскохозяйствен. литературы, ответами на вопросы. Учителя проводили воскресные Н.ч. по своим предметам для закрепления и развития знаний учащихся. В годы Первой мировой войны при поддержке государства получили распространение Н.ч. военно-патриотич. тематики. Благотворител. общества проводили на них сбор пожертвований для Красного Креста, дет. приютов и др.
В 1917–30-е гг. в практике политического просвещения и народ. образования Чувашии получило распространение громкое чтение (читка периодики, художествен. и научно-популяр. литературы, сопровождавшаяся обсуждением прочитанного) для привлечения населения к чтению и борьбы с неграмотностью. В дальнейшем в связи с ростом грамотности и интеллектуал. запросов населения Н.ч. были вытеснены новыми формами культурно-просветител. работы.
Автор: Ю.В. Гусаров.