МУЗЫКА В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ – важный элемент чувашской художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. Инспектором школы И.Я. Яковлевым музыка признавалась важным средством духовно-нравствен. и эстетического воспитания будущих учителей. На начальном этапе (с 1868) в СЧУШ практиковалось почти исключительно церков. пение, к празднику Рождества 1870 создан вокальный ансамбль, позднее хор, певший в церквах Симбирска. Уроки пения вели в основном выпускники Казан. учител. семинарии (учившиеся у С.В. Смоленского), с 1890-х гг. – и воспитанники СЧУШ. Новый этап начался в 1898 с решения совета школы об организации музыкально-литератур. вечеров, в программах к-рых звучала только светская музыка – рус. народ. песни (ранее допускавшиеся в виде исключения), хоровые сочинения и патриотич. гимны. В это время была проведена также первая экспедиция по записи чуваш. народ. песен. Важную роль сыграла деятельность её участника, учителя пения (с 1903 по 1906) Р.Н. Идобаева, разучивавшего во внеурочное время с воспитанниками рус. и чуваш. песни. Под руководством И.Я. Яковлева и П.В. Пазухина учениками осуществлялись нотные записи народ. песен, изданные в сборниках «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» (1908 и 1912). Кульминационный период развития музыкал. исполнительства в СЧУШ пришёлся на время работы в ней выпускника С.-Петербург. певческой капеллы И.М. Дмитриева (1906–11), значительно расширившего репертуар и поднявшего исполнител. уровень хора, и его учеников Ф.П. Павлова и С.М Максимова.При И.М. Дмитриеве все учащиеся обучались игре на скрипке в пределах её первоначал. техники, возникли ансамбли скрипачей. К весне 1912 созданы духовой и струн. оркестры, при соединении образовавшие симфонический (руководитель О.Ф. Крамер). Наиболее способным учащимся СЧУШ помогали овладеть теоретич. знаниями и музыкал. инструментами музыканты Симбирска И.И. Волков, Н.И. Шувалов, Н.Г. Карташов, О.Ф. Крамер, Н.П. Лыбин, С.М. Лонгер и др. На школ. вечерах оркестр, хор и певцы из воспитанников исполняли произведения западноевроп. и рус. композиторов. Памятным музыкально-театрал. событием была постановка 22 и 23 февраля 1913 спектакля из фрагментов оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки в исполнении солистов, хора и оркестра. Дирижировали Ф.П. Павлов и С.М. Максимов. Солировали Ф.П. Павлов (Сусанин), В. Дубровин (Собинин), К.Н. Эсливанова (Антонида). Усвоив азы вокального мастерства в школе, позднее стали профессионал. певцами её воспитанники И.В. Васильев, А.И. Токсина, А.Г. Казакова, М.А. Орлова, М.Е. Измайлов и др. В интеллектуал. среде СЧУШ вызревали идеи музыкал. творчества национал. направления. Предпринимались попытки публич. исполнения чуваш. песен хором вне стен школы (1909, зал Дворянского собрания). Первыми композиторскими опытами были хоровые гармонизации И.М. Дмитриева (1908) и П.М. Миронова (1911). Позднее к творчеству обратились их ученики Т.П. Парамонов, Г.Г. Лисков, С.М. Максимов, Ф.П. Павлов. В совет. время выходцы из СЧУШ стали первыми чуваш. композиторами и музыкал. деятелями.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Павлов Ф. П. «Çырмари юрă». Чĕмпĕр шкулĕ, Иван Яковлевич тата чăваш ĕçхалăхĕн музыка искусстви çулĕ // Сунтал. 1928. 10 №; Илюхин Ю. А. Музыкальное воспитание и обучение в Симбирской чувашской школе // Уч. зап. ЧНИИ. Вып. 42. Ч., 1969; Кондратьев М. Г. У истоков чувашской композиторской песни // Вопросы истории чувашского искусства. Ч., 1987; И.Я. Яковлев и проблемы яковлевоведения. Сб. статей. Ч., 2001.