Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ – нерегулярные учебные заведения при монастырях для профессиональной подготовки духовенства и духовного наставничества мирян. Существовало три типа М.ш.: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церков. службы), школы-общежития для подготовки мальчиков к монашеству, школы обучения грамоте и церков. писанию для детей мирян. М.ш. подразделялись на муж. и жен. в зависимости от вида монасты­ря. В них принимали детей 5–7 лет, как правило, вне зависимости от сословной принадлежности. Обучение в М.ш. носило богословский характер с элементами светского образования. В жен. М.ш. образование девочек ограничивалось обучением чтению, письму, пению, рукоделию и жен. ремёслам. М.ш. возникали по мере необходимости и могли состоять из 1–3 учеников, прикреплён. к наставнику. С 17 в. в них наряду с богословием изучались славян. грамматика, греч. и латин. языки, риторика и пиитика. С 18 в. на основе М.ш. открывались духовные семинарии и училища, церковноприходские школы и др.

Обучение в М.ш. Чуваш. края велось на рус. языке, отличалось миссионер. направленностью. Во 2-й пол. 16 в. чуваш. мальчики-новокрещенцы получали образование в миссионер. школах при монастырях Казани и Свияжска.

В 18 в. в монастырях Казан. и Нижегород. епархий грамоте и церков. пению обучали священно- и церковнослужителей до 30 лет и детей духовенства, а также знакомили с основами православия. После 1738 в Свято-Троицком муж. монастыре Алатыря основана подготовител. школа Нижегород. архиерейской славяно-латин. школы, в к-рой в 1740 было 172 ученика. В 1778 она преобразована в «гимназию» – низшую духовную при город. монастырях школу с преподаванием ряда общеобразовател. предметов (см. Духовные училища).

В 1808–09 в Киево-Николаевском жен. монастыре Алатыря послушница обучала грамоте другую послушницу и дочерей чиновников. В 1838 в том же монастыре для послушниц и мирянок открыто училище, в к-ром учителями на обществен. началах работали послуш­ницы-дворянки и мест. священники. В 1820-е гг. в Тихвинском муж. монастыре Цивильска «учение веры» преподавал священник П. Ходяшев, а после его перевода в Троицкий монастырь Чебоксар – послушник А.Г. Карамышев.

В кон. 19 – нач. 20 вв. при монастырях Чувашии действовали школы двух типов: 1) церковноприходские – в Свято-Троицком муж. монастыре Чебоксар (1896–1917; по воспоминаниям, здесь учился В.И. Чапаев в 1896–97), в Тихвинском жен. монастыре Цивильска (1897–1911), Владимирской жен. общине Чебоксар (для чуваш. девочек, преимущественно сирот – с 1900), Кие­во-Николаевском жен. монастыре Алатыря (до 1912), Александро-Невском Каршлыхском муж. монастыре (1913); 2) миссионерские Братства святителя Гурия в Тихвинском жен. монастыре Цивильска (в 1872–97, 1915–18 обучались чуваш. и рус. девочки 8–13 лет), Александринском Кошлоушском жен. монастыре (1897–1913 – для чуваш. и рус. девочек, в 1913 преобразована в церковно-монастырскую). Они относились к школам интернатского типа, содержались на средства монастырей.

В 1995–2002 при Спасо-Преображенском жен. монастыре Чебоксар действовала воскресная школа для обучения девочек православию и иконописи.

Автор: Ю.В. Гусаров.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство