Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО чуваш­ское – общественное явление в истории чуваш. народа; особый культурный феномен, концентрированно выражающий в воззрениях и деятельности его видных представителей своеобразие национал. менталитета, традиционные и инновационные, религиозные, общечеловеческие и этнические стороны жизни, мировосприятие народа, его интересы и потребности.

Формирование чуваш. П. связано с появлением обществен. деятелей, оказавшихся способными охватить социокультур. ситуацию, сформировать и выразить духовную, интеллектуал. и пр. потребности народа и осуществить конкрет. действия для их реализации. У истоков национал. П. чувашей стояла плеяда мыслителей 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв.: Вениамин (В.Г. Пуцек-Григорович), Дамаскин (Д.С. Руднев), Е.И. Рожанский, П.И. Талиев, А.М. Алмазов, В.П. Вишневский. Деятельность и кредо этих людей объединялись идеей христиан. миссионерства, к-рое на определён. историч. этапе имело монополию на просвещение и образование чуваш. народа, стало каналом его приобщения к достижениям мировой культуры и повышения статуса этноса. Христиан. миссионеры вносили книжную культуру в среду населения, своим трудом способствовали накоплению в чуваш. социуме позитивных представлений о значении национал. языка и просвещения. Если первая фаза П. чувашей была связана с распространением общей грамотности, переводами вероучител. литературы на чуваш. язык, попытками разработать учеб. литературу, то его второй этап характеризуется секуляризацией интересов и мышления просветителей, созданием просветительской программы. Во 2-й пол. 19 в. чуваш. П. становится самостоятел. явлением. Развитие литератур. языка, исследование истории, этнографии, фольклора чуваш. народа выходят за рамки миссионер. задач. Важнейшее влияние на этом этапе на становление национал. П. оказала деятельность росс. писателей, учёных по защите национал. достоинства, исследованию культуры чувашей – А.И. Герцена, Н.Г. Гарина-Михайловского, В.В. Берви-Флеровского, В.А. Сбоева, А.А. Фукс. В числе представителей рус. общественности, посвятивших себя делу просвещения и изучению жизни народов Поволжья, в т.ч. и чуваш., особенно выделялись педагоги и исследователи Н.И. Ильминский, Н.И. Золотницкий, В.К. Магницкий, Н.И. Ашмарин. Своей деятельностью они продуцировали идеи и действия, определившие в дальнейшем глав. направления и узловые точки развития П. чуваш. народа: общекультурные, связанные с развитием письменности и литератур. языка, национал. отраслей знаний; общественно-педагогич., обеспе­чи­ва­ю­щие механизм ре­ализации социокультур. возрождения через развитие национал. образования чувашей. Они также подготовили культур. и со­циал. пространство для деятельности своих преемников – чуваш. просветителей. Их труд на ниве просвещения и в изучении культуры чувашей стал первотолчком стремлений на­ционал. интеллигенции (И.Я. Яковлев, Н.В. Ни­кольский, И.Н. Юркин, Г.И. Комиссаров, Д.Ф. Филимонов и др.) изучать, сохранять и популяризировать духовную и материал. культуру, расширять и совершенствовать народ. образование чуваш. этноса, приобщать его к передовым достижениям росс. и мировой культуры.

В числе первых чуваш. просветителей – С.М. Михайлов, писатель-самородок, к-рый открыл духовный мир чувашей широкому кругу читателей; выдвинул концепцию просвещения человека, к-рый смог бы защитить своё достоинство; идею уп­равления чуваш. социумом образованными соплеменниками; ратовал за равноправие народов. Своё понимание просвещён. человека, просветительского идеала С.М. Михайлов выразил в очерках, статьях и художествен. произведениях.

Во всей полноте чуваш. П. раскрылось в общественно-педагогич. и научно-литератур. деятельности И.Я. Яковлева. Как национал. просветителю ему удалось обобщить и сконцентрировать философ., социал., культурологич., образовательно-воспитател., духовно-религиоз. проблемы, потребности и интересы своего народа, сформулировать и предъявить обществен. мнению программу духовного национал. возрождения чувашей, где ориентиром являлось их приобщение к современ. цивилизации, моделью к-рой служила рус. культура и образованность. И.Я. Яковлев при этом сумел преодолеть конфессионал. ограниченность целей просветительского миссионерства, возглавил процесс выхода родного народа из этнокультур. изоляции, определил новый вектор культур. развития этноса – не на внеш. русификацию, а на внутрен. консолидацию национал. сил. Неоспоримым результатом его просветительской работы явилось создание национал. школы. Его общественно-педагогич. и науч. наследие стало базой для последовавшего в 20 в. развития гуманитар. отраслей науч. познания чуваш. народа. Открытой им Симбир. чуваш. учител. школе суждено было стать первым крупным центром развития национал. культуры. Здесь возникла первая литератур. школа. Одновременно шёл динамичный процесс становления и таких видов искусств, как музыкал., изобразител., театральное. В сформированной под его личным руководством интеллектуал. среде деятелей чуваш. просвещения и культуры происходила профессионализация занятий в сфере национал. искусства. Просве­тительская деятельность И.Я. Яковлева подготовила базу для третьего этапа П. чуваш. народа, когда в 1-м десятилетии 20 в. культур. задачи дополнились политическими: создание национал. общественно-политич. движения, национально-культурной автономии чувашей.

Кон. 19 – нач. 20 вв. ознаменовались выдвижением целой плеяды чуваш. национал. деятелей (литераторов, исследователей национал. культуры, этнографии и истории, педагогов и священнослужителей, чья мысль, творчество развивались преимущественно в просветительском русле). Расширилась география чуваш. просветительского движения. Наряду с Симбирском энтузиасты чуваш. просвещения и культуры объединяются в Казани, Самаре, Уфе и др. городах Поволжско-Урал. региона. Особую эт­ноконсо­­ли­­ди­рующую роль в указан. пе­риод игра­ла художествен. литература. Просветительское сознание писателей И.И. Иванова, М.Ф. Фёдорова, И.Н. Юркина, Я. Турхана и Х. Турхана, Г.А. Коренькова, Т.К. Кириллова и др. обращалось к важнейшим проблемам и аспектам жизни чуваш. народа. Это – пробуждение и развитие национал. самосознания, просвещение и распространение знаний среди народа, улучшение его социал. и правового положения. Органично вписались в общий контекст национал. П. историко-этнографич., фольк­лористич. и филологич. исследования И.Н. Юркина, Н.М. Охотникова, Г.Т. Тимофеева, Н.И. Ашмарина, С.С. Сорокина, П.И. Орлова, к-рые расширяли диапазон познаний о чуваш. этносе, отстаивали право народа на развитие национал. языка и культуры.

Дальнейшее развитие П. связано с периодом революции 1905–07. В эти годы оно вступило в качественно новый этап. В просветительское движение проникали идеи социал., классовой борьбы; П. приобретало политич. характер. В понятие движения за просвещение народа вкладывалась идея борьбы за его свободу и политич. права. Утвердилась концепция политически просвещён. личности, борьба за лучшие идеалы человечества. Этими идеями питалось творчество литераторов Тайра Тимкки, М.Ф. Аки­мова, Н.И. Шелеби, Ф.Н. Николаева, Н.В. Шубоссинни. С идеалами П. связано творчество К.В. Иванова, чьё художествен. мировоззрение и мысль сформировались непосредственно под влиянием просветительских идей И.Я. Яковлева.

Особая роль в национал. П. чуваш. народа принадлежит Н.В. Никольскому. Имея общие мировоззрен. корни и продолжая дело И.Я. Яковлева, просветительская программа Н.В. Никольского отличалась более широкой науч. основой. Н.В. Никольским создан 2-й после Симбирска центр чуваш. просветительского движения в Казани. Его деятельность охватила 3 главных направления: научно-исследовател., педагогич. и общественно-политич. Ему принадлежит заслуга в создании академич. национал. историч. науки, в чувашеведении он остался известен и как основатель чуваш. этно­графич. школы, внёс значител. вклад в развитие фольклористики, лексикографии, системы образования чуваш. народа, а также в подготовку кадров национал. просвещения, науки и культуры; основал первую национал. газету «Хыпар», стоял у истоков организованного чуваш. национал. движения. Видным представителем чуваш. П. был Г.И. Комиссаров, диапазон деятельности поставил его в один ряд с такими фигурами, как И.Я. Яковлев и Н.В. Никольский. Более того, П. Г.И. Комисса­рова стало своего рода синтезом прос­ветительских инициатив и начинаний И.Я. Яковлева и Н.В. Никольского: после И.Я. Яковлева Г.И. Комиссаров продолжил разработку вопросов теории и практики организации национал. школы и наряду с Н.В. Никольским активно формировал и разрабатывал комплекс чувашеведческих исследований. Хотя просветительская практика Комиссарова не достигла масштабов двух выдающихся чуваш. просветителей, но именно он один из первых в национал. П. пытался философски осмыслить место чуваш. этноса, отдельной личности в глобал. контексте движения мировой истории. Об этом свидетельствуют его богословско-философ. трактат «Смысл мировой истории» и сочинение «Чăваш халăхĕ малалла кайĕ-ши, каймĕ-ши?» (Может ли чувашский народ иметь своё будущее?). Своеобраз. течением в общепросветительском движении чуваш. народа было христианско-религиоз. направление, представленное прежде всего Д.Ф. Филимоновым, А.С. Ивановым. Являясь церковнослужителями, в рамках христиан. религии они занимались просвещением народа, подъёмом его культуры, распространяли просветительскую мораль, общегуманистич. идеи.

Просветительское движение, пройдя через ряд этапов, явилось двигателем социально-культур. прогресса чуваш. народа. Просветители стали первыми из представителей чуваш. социума, чей личный и науч. опыт предстал как цельная система взглядов, охватывающих весь национал. мир: его прошлое и настоящее, обществен. жизнь, духовную сферу, соотношение национального с росс. и общечеловеч. ценностями, значение родной культуры для мировой. Общественно-педагогич. и науч. деятельность просветителей повлияла на развитие всей сферы национал. культуры, разрушение стереотипов социал. и культур. ущербности, служила формированию национал. самосознания народа. Своей работой они подготовили базу для развития науч. чувашеведения, идейную основу для создания организованного чуваш. национал. движения, формулировке его лозунгов, политич. интересов и требований этноса (прежде всего в области национально-культур. строительства).

Значение чуваш. П. начало снижаться после октября 1917, менее заметной стала роль просветителей как национал. лидеров. Это было связано с переложением функций П. на созданные обществен. и государствен. структуры, национал. школу, печать и литературу, отрасли гуманитар. знания. Национал. политика совет. государства начиная с 1930-х гг. выражала курс на унификацию всего национал. многообразия в стране.

Автор: В.Н. Клементьев.
Лит.: Зеткина И. А. Национальное просветительство в культуре народов Поволжья. Саранск, 2005; Артемьев Ю. М. ХХ ĕмĕр пуçламăшĕнчи чăваш литератури. Ч., 1992; Родионов В. Г. Чăваш литератури. XVIII–XIX ĕмĕрсем. Ш., 2006; И.Я. Яковлев – просветитель народов Поволжья и Приуралья: Сб. статей. Ч., 2009.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство