ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат овладения основами наук, необходимыми человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Важнейшие пути О.о. – обучение в школах общеобразовательных, учреждениях начал., среднего профессионал. образования. В Росс. Фед. О.о. включает в себя в соответствии с законодательством реализацию основных образовател. программ начального образования общего, основного О.о., среднего (полного) О.о. В 1917 на территории современ. Чувашии было 479 образовател. учреждений, из них 438 начал., 9 сред., 32 двуклас. и высших начал. училища, в них обучалось 32468 чел., в т.ч. в начал. – 29845, в повышенных – 1237, сред. – 1386 чел. О развитии О.о. до 1917 см. в ст. Образование.
Становление системы О.о. на территории Чувашии началось в 20-е гг. 20 в. 10 марта 1920 Чуваш. отдел народ. образования получил специал. циркуляр Народ. комиссариата просвещения РСФСР о переводе учеб. заведений на новые учеб. планы и порядок работы в соответствии с Положением о единой совет. школе. К 1921 в Чуваш. автоном. обл. насчитывалось 585 начал. школ, обучением в них было охвачено до 55,3% всех детей школ. возраста. В 1923/24 учеб. году в Чувашии было 611 школ, в них 41,5 тыс. учащихся и 1003 учителя. С 1923 по 1927 увеличилось количество школ повышен. типа – с 6-лет., 8-лет. и 10-лет. сроком обучения. Если в 1923 в автоном. области действовало 53 школы-шестилетки, 12 восьмилеток и 10 школ 2-й ступени, то к кон. 1927 их соответственно стало 56, 17 и 13. В 1929/30 учеб. году количество школ достигло 1010, контингент учащихся возрос до 75,2 тыс. чел. Во 2-й пол. 1930-х гг. начался переход к всеобщему 7-лет. образованию (см. Всеобщее обучение). К кон. 1930-х гг. благодаря развитию системы О.о. ликвидирована неграмотность среди детей. В 1940/41 учеб. году в Чуваш. АССР насчитывалось 1044 начал., 7-лет. и сред. школ, где обучалось 184,3 тыс. чел. В годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 одной из важнейших задач органов народ. образования Чувашии оставалось осуществление Закона о всеобуче. В послевоен. период происходило дальнейшее развитие системы О.о. В большинстве школ республики преподавание в 1–7-х классах велось на чуваш. языке (718, из них начал. – 431, 7-лет. – 287). Кроме того, в 18 школах (6 начал., 12 семилет.) занятия шли на татар., в 3 (2 начал., 1 семилет.) – на мордов. языках. В городах и районах с компакт. проживанием рус. населения обучение шло на рус. языке. Имелось 111 школ со смешан. национал. составом с двумя языками обучения (родной и русский). В остальных регионах РСФСР функционировали 557 школ, где преподавание велось на чуваш. языке. С сер. 1950-х гг. с 5-го класса началось введение обучения по всем предметам на рус. языке. В 1959/60 учеб. году начался переход от всеобщего 7-лет. к всеобщему 8-лет. образованию. К 1962/63 учеб. году было завершено преобразование 7-лет. школ в 8-лет., а сред. 10-летних – в 11-лет. сред. школы с производствен. обучением. С 1966/67 учеб. года в Чувашии начался переход к всеобщему сред. образованию. В 1960–70-х гг. расширялась сеть сред. школ, укреплялась их учебно-материал. база, создавались учеб. кабинеты. К 1979 всеми формами сред. образования было охвачено 99,8% учеников, окончивших 8 классов. В 1970–80-х гг. особое внимание уделялось совершенствованию трудового обучения учащихся, профессионал. ориентацион. работе в общеобразовател. школе. На основе постановления правительства СССР «Об основных направлениях реформы образовательной школы» (1984) в республике были введены всеобщее профессионал. обучение старшеклассников, обязател. общественно полезный производител. труд во 2–11 классах; производствен. предприятия стали принимать непосредствен. участие в трудовой подготовке школьников.
С нач. 1990-х гг. основу реформирования школьного образования составили система вариативного, в т.ч. и углублён. образования, развитие многообразия организационно-правовых форм, видов и типов образовател. учреждений, форм получения образования, внедрение разноуровневых программ, развитие негосударствен. сектора. В 1990/91 учеб. году образовател. деятельность осуществляли 3 гимназии (526 учащихся), в 1999/2000 – 23 (21,3 тыс. учащихся). В 1991/92 учеб. году открыты 2 лицея, где обучалось 2,2 тыс. учащихся, в 1998/99 учеб. году в 13 лицеях обучалось 12,6 тыс. учеников. Началось широкое внедрение преподавания разных предметов с углублён. изучением. В 1990/91 учеб. году их насчитывалось 42 (5,6 тыс. учащихся), в 2000 – 55 таких школ и 45 школ с профил. классами, в к-рых обучалось 18,3% учащихся. Развитие негосударствен. сектора в сфере О.о. началось в республике в 1993/94 учеб. году с открытием 2 част. образовател. учреждений с общей численностью обучающихся 228 чел.
С сер. 1990-х гг. началась модернизация системы О.о. республики.
В соответствии с Президент. программой «Новая школа» (1997) и целым рядом республикан. образовател. программ последовательно увеличивались ресурсы на строительство новых школ. В 1997–2009 в республике построено 143 здания для образовател. учреждений.
Чувашия стала пилотной площадкой для апробации более десятка федерал. и международ. образовател. проектов и программ (введение единого государствен. экзамена, норматив. подушевого финансирования, проведение реструктуризации сети образовател. учреждений, информатизация образования и др.).
С 2001 ведётся целенаправлен. оптимизация сети образовател. учреждений. За период с 2001 по 2008 свыше 60% мелких, высокозатратных, зачастую с низкими образовател. результатами, школ изменили свой статус или закрыты. Количество сред. школ уменьшилось на 32%, основные усилия были направлены на создание в старшей ступени условий для получения качествен. образования. Количество начал. школ оставалось стабильным.
В результате концентрации кадровых, финансовых, материал. ресурсов, организации подвоза детей к базовым школам (в 2008 более 12 тыс. школьников почти из 900 деревень доставлялись к базовым школам на 303 автобусах) в республике к 2008 было создано 138 базовых школ – ресурсных центров. Они стали точками роста и постепенно превращаются в многофункционал. инновацион. комплексы по разработке, внедрению и тиражированию лучших педагогич. практик. В 123 школах были открыты экспериментальные площадки по проектированию, апробации, тиражированию инноваций, в 89 базовых школах – педагогич. мастерские лучших учителей, в 28 межшкол. методич. центрах организовано обучение педагогов образовател. технологиям, населения республики – компьютер. грамотности.
Активно внедряется независимая система оценки качества образования: с 2001 введён единый государствен. экзамен (ЕГЭ) для выпускников сред. школ, с 2006 – единый муниципал. экзамен для выпускников 9-х классов. Результаты ЕГЭ, полученные выпускниками Чувашии в 2008, были лучше показателей выпускников школ России в целом. Сред. балл по математике составил 69,61 (Росс. Фед. – 38,10), по рус. языку – 56,35 (Росс. Фед. – 55,40). На протяжении ряда лет более 90% выпускников поступают в учреждения профессионал. образования разных уровней, в т.ч. в вузы – 66,1%, из них каждый четвёртый – в крупные столич. вузы (2008). Имеет положител. динамику поступаемость в вузы среди сел. выпускников, доля их увеличилась на 21% (в 2000 – 34,0%, 2008 – 55,0%).
Системная информатизация школ, широкое внедрение цифровых и электронных средств, обеспечение всеобщего доступа к образовател. ресурсам глобальной сети Интернет позволили сформировать современ. образовател. среду. В 2008 на 1 компьютер приходилось 11,7 школьников (в сел. местности – 10,6, в город. – 12,4). В базовых школах был достигнут уровень 5–8 школьников на 1 компьютер (в среднем по России – 1 компьютер на 20 школьников). С каждым годом число персонал. компьютеров, используемых в учеб. целях увеличивается: в 2017 численность учащихся в расчёте на 1 компьютер составила 6,4 чел., в ресурсных центрах – 5-6 учеников.
Современ. информацион. база используется для проведения интеллектуал. игр, олимпиад, фестивалей, конкурсов медиапроектов, организации дистанцион. форм непрерыв. методич. и организацион. сопровождения деятельности педагогов и управленческих кадров. При актив. участии учителей чуваш. языка республики создан сайт чуваш. языка и культуры, открыт Центр дистанцион. обучения чуваш. языку. Действует ок. 20 сетевых методич. интернет-сообществ учителей-предметников. В 2008 открыт республикан. образовател. портал «Образование в Чувашии». В 2008/09 учеб. году реализовано более 30 социально значимых новых конкурсных проектов («Интернет-версия школьного музея», создание цифровых образовател. ресурсов по наследию И.Я. Яковлева, «Я – гражданин Чувашии» и др.), республикан. конкурс-игра «Инфознайка» получил статус федерал. проекта.
Информацион. образовател. ресурсы активно используются для создания доступных качествен. образовател. услуг для детей с ограничен. возможностями здоровья. В республике ведётся целенаправлен. работа по их социальной реабилитации, развитию сети специал. коррекцион. школ, интеграции таких детей в обычные школы. С 2008 реализуется проект по организации дистанцион. образования детей с ограничен. возможностями здоровья через сетевые школы (№59 Чебоксар, №1 г. Новочебоксарск, №11 г. Канаш, №3 г. Шумерля и др.).
В 2008/09 учеб. году в республике функционировало 525 школ, в т.ч. 47 начал., 139 основных, 323 средних, 16 специальных. Численность учащихся в дневных общеобразовател. учреждениях составила 128,3 тыс. чел. В 2020/21 учеб. году действовало 413 школ, в т.ч. 17 начал., 87 основных, 309 средних (из них 15 специальных). В дневных общеобразовател. учреждениях учились 141,2 тыс. чел.
Во всех учреждениях образования созданы попечител. и управляющие советы, действуют Республикан. союз попечителей образования, Ассоциация учителей Чуваш. Респ., советы руководителей школ. Общественные формирования принимают участие в организации школ. жизни, оценке качества образования и др.
В республике сформировалась многоуровневая система развития одарённых и талантливых детей. Ежегодно растёт число участников и победителей олимпиад, конкурсов, соревнований всех уровней. В 2008 36 старшеклассников стали победителями и призёрами всеросс. олимпиад по 17 предметам (в 2005 – 10 чел. по 8 предметам). Каждый второй ученик старших классов участвовал в различ. интеллектуал. состязаниях. В 2008 Чувашия заняла 4-е место в России в рейтинге регионов по эффективности участия во всероссийских олимпиадах. С 2015 по 2019 школьниками республики завоёвано 136 призовых мест. Ежегодно ок. 80% учащихся 5-11 классов принимают участие в различ. этапах всеросс. олимпиады школьников.
В Чуваш. Респ. ведётся значител. работа по развитию этнокультур. (национального) образования. Создана нормативная правовая база, реализуются Закон Чуваш. Респ. «О языках в Чувашской Республике» и Республикан. целевая программа по его реализации, Концепция развития национал. школы в современ. условиях обучения и воспитании и др.
В 2008/09 учеб. году в республике функционировали 65% школ с чуваш., 31% с рус., 3% с татар. языками обучения и 1% школ, где изучается мордов. язык как предмет. В школах с чуваш. и татар. языками обучения в 1–4 классах обучение осуществляется на родном языке. В школах с рус. языком обучения, а также в школах, где изучается татар. и мордов. языки, учащиеся изучают чуваш. язык как государствен. язык. В 2020/21 учеб. году действовало 127 школ с чуваш., 394 с рус., 14 с татар. языками обучения.
В 1998 разработан национально-регионал. компонент содержания образования по истории, географии, биологии, изобразител. искусству, музыке, трудовому обучению, экономике, экологии; государствен. образовател. стандарт по чуваш. языку и литературе, культуре родного края. С 1994 по 2008 издано 213 наименований учебников и учеб. пособий республикан. комплекта в количестве более 1647 тыс. экз. За 2012–16 издано более 75 наименований учебников и учеб. пособий на чуваш. языке но новым учеб. программам.
В республике ведётся работа по популяризации сложных технич. профессий. В 2017 началась работа по реализации проекта «Наука в школу». В 2017 в 11 базовых школах появилось современ. лаборатор. обрудование для кабинетов физики, в 2019 15 базовых школ получили кабинеты биологии. В 2016 в 4 районах Чувашии были открыты агроклассы. В 2017 они имелись во всех сел. районах республики. В 2020 в агроклассах обучалось более 530 школьников.
Активная республикан. политика, направленная на развитие семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствовала увеличению числа детей, переданных в семьи, до 94,3% в 2020 (в 2008: 83,3% в Чуваш. Респ., 80% в ПФО, 73% в Росс. Фед.) и уменьшению числа сирот – воспитанников интернатных учреждений (2004 – 1173 чел., 2008 – 650 чел., в 2020 – 154 чел.). Проводятся реструктуризация сети дет. домов и школ-интернатов, обновление инфраструктуры учреждений, оснащение оборудованием. Существен. роль в подготовке кандидатов в приёмные родители сыграло создание Центра сопровождения приёмных семей на базе Чебоксар. дет. дома.
С 2006 Чуваш. Респ. участвует в реализации приоритет. национал. проекта «Образование». В 2006–08 99 школ и 446 учителей получили гранты и премии Президента России, 80 образовател. учреждений и 120 педагогов – гранты и премии Президента Чувашии.
Концептуал. задачи дальнейшей модернизации системы образования определены в «Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040» (утверждена Указом Президента Чуваш. Респ. в марте 2008). Они направлены на последовательное повышение качества жизни населения, развитие человеческого потенциала и обеспечение опережающего развития эффектив. системы непрерывного образования как глав. стратегич. ресурса экономики инновацион. типа. См. также Дошкольное образование, Образование дополнительное, Молодёжные общественные организации.
Автор: М.Г. Харитонов, Л.А. Ефимов, О.С. Сазонова, М.Г. Столярова.
Лит.: Ефимов Л.А. Школы Чувашского края XIX–XX веков. М., 2003; Сидоров Г.С. Всеобщее среднее образование молодёжи в Чувашской АССР в 1966–1970 годах. Ч., 1975; Егоров Н.Е. Сельская общеобразовательная школа Чувашской АССР (1966–1985 гг.). Ч., 1986; Фёдоров Н.В. Образование – основа решения социально-экономических проблем. М., 2006; Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. Ч., 2008.