ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ осуществляется через дополнительные образовательные программы и услуги, к-рые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, составная часть системы образования и воспитания. О.д. реализуется в общеобразовател. и образовател. учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовател. программ; в образовател. учреждениях О.д. (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профориентации, музыкал. и художествен. школах, школах искусств, домах творчества, на станциях техников, натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуал. педагогич. деятельности. Закон Росс. Фед. «Об образовании» различает О.д. детей и О.д. взрослых.
До 1917 О.д. детей и взрослых определялось как внешкольное образование. О.д. детей в Чуваш. Респ. развивается на базе внешкольных учреждений. Первые появились в 1918, к сер. 1930-х гг. сложилась их комплекс. сеть. В 1931 в Чуваш. АССР создана дет. турист. станция, ныне республикан. государствен. образовател. учреждение «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Эткер». В 1938 появилась первая станция юных техников. В 1940 при Народ. комиссариате просвещения Чуваш. АССР открыта станция юных натуралистов, в к-рой функционировали школы лесоводства, этнографии и фольклора, судей туристич. соревнований. В 1970-е гг. были открыты дома пионеров и школьников во всех районах Чебоксар и в г. Новочебоксарск.
В 2008 О.д. детей было организовано в 151 учреждении различ. ведомствен. направленности (учреждения образования, физич. культуры и спорта, культуры и др.), в более 700 дет. и молодёжных общественных организаций, членами к-рых являлись 60% школьников и 8,8% молодёжи республики. Всего О.д. было охвачено более 83 % школьников. В 2020 в Чувашии действовало 98 учреждений дополнител. образования детей. В них занимались 76,9 тыс. воспитанников. 73% детей в возрасте от 5 до 18 лет были охвачены различ. формами О.д. В объединениях технич. направленности занималось 16% детей. Функционируют центр молодёж. инновацион. творчества, 2 дет. технопарка «Кванториум», центр развития современ. компетенций детей – Дом науч. коллаборации им. С.А. Абрукова, центр цифрового образования детей «IT-куб», что позволяет развивать такие направления, как робототехника, инженерия, IT-сфера и др. Ежегодно в республике проводится ок. 700 мероприятий, направленных на развитие детей, в т.ч. республикан. акция «Я – гражданин России», конференции-фестивали творчества обучающихся «Excelsior», конкурсы «Я – исследователь». В них принимают участие более 120 тыс. школьников и студентов. Для формирования опыта обществен. отношений у детей и молодёжи в 2006–09 реализованы инновацион. проекты «Общественно активная школа», «Гражданин: формирование гражданских и социальных компетенций детей и молодёжи посредством социального проектирования», проведён слёт общественно актив. школ республики. Реализуются такие конкурсы и проекты, как «Сердце отдаю детям», «Горячие сердца», «Воспитать человека», «Самый классный руководитель». Создана базовая сеть образовател. учреждений – пилотных площадок по распространению лучших воспитател. практик.
В республике сложилась многоуровневая система О.д. взрослых, повышения квалификации учителей, врачей, руководящих кадров и специалистов агропромышлен. комплекса. На 1 января 2020 в Чуваш. Респ. действовали 2 института повышения квалификации – Чувашский республиканский институт образования, Институт усовершенствования врачей; в 1991–2007 функционировал Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса. Ежегодно в них повышали квалификацию более 11 тыс. учителей, врачей и специалистов агропромышлен. комплекса. Профессионал. подготовка и переподготовка кадров ведётся также в профессиональных училищах. См. также Детская музыкальная школа, Детская художественная школа, Детская школа искусств, Детско-юношеские спортивные школы, Дворец детского и юношеского творчества.
Автор: М.Г. Харитонов, О.С. Сазонова.