МИШАРИ, мишер – субэтнос волго-уральских татар, проживают в ряде регионов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока, в Москве, С.-Петербурге, а также за рубежом. В Чуваш. Респ. М. компактно расселены в Комсомол. и Батырев. р-нах, проживают также в Ибресин. и Шемуршин. р-нах, городах. В общей численности татар. населения Чуваш. Респ. (29,1 тыс. чел. в 2021) М. составляют абсолют. большинство. Язык М. Чувашии относится к дрожжановскому говору западного (мишар.) диалекта татар. языка. Верующие исповедуют ислам. Полагают, что этноним «мишар» произошёл от названия финно-угор. племён мещеряков, обитавших в 15–16 вв. в бассейне р. Ока и в Окско-Сур. междуречье и ассимилированных татарами. В сер. 15 в. моск. князья приняли татар из центра распавшейся Золотой Орды (г. Сарай и др. места) в район г. Мещеры, где образовалось Касимовское царство. После завоевания Казан. ханства Рус. государство переселяло М. в Урало-Поволжье. В 16 в. служилые татары-М. были переведены в Присурье, в 17 в. – на сторожевые укреплённые линии в район рек Кубня и Була. Мишар. поселениями на территории современ. Чувашии являются Татарские Сугуты и Шыгырдан Батырев., Токаево и Урмаево Комсомол. р-нов и др. В результате контактов с М. в языке, материал. и духовной культуре низовых чувашей образовался замет. мишар. пласт. Влияние М. особенно проявляется у чувашей степной подгруппы: в устройстве печи, одежде (пестрядин. холст, жен. рубашка с двумя оборками и др.). В 18–19 вв. под воздействием мусульман. миссионеров большое количество чувашей из селений, расположенных в бассейнах рек Свияга, Цильна, приняли ислам и ассимилировались среди М. Чуваши, проживавшие западнее р. Сура, были ассимилированы сергачскими М. У последних зафиксированы предания об их смешении с чувашами. Исследователи отмечают наличие чуваш. компонента в быту и культуре сергачских М.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари. М., 1972.