ЧУВАШИ БАШКОРТОСТАНА – чуваши, проживающие в Респ. Башкортостан. Численность 79,9 тыс. чел. (2021). Расселены в 22 районах республики из 54, компактно проживают в её запад., юго-запад. и централ. частях, в т.ч. в Аургазин. (8,4 тыс. чел.), Бижбуляк. (7,6 тыс.), Стерлитамак. (3,6 тыс.), Кармаскалин. (4,0 тыс.), Белебеев. (11,6 тыс.), Иглин. (2,1 тыс.), Миякин. (2,1 тыс.), Гафурийском (1,7 тыс.), Ермекеев. (2,1 тыс.), Шаранском (1,8 тыс.), Фёдоров. (1,8 тыс.), Куюргазин. (1,2 тыс.), Уфим. (0,8 тыс.), Давлеканов. (1,2 тыс.), Ишимбайском (1,3 тыс.), Бакалин. (0,7 тыс.), Чекмагушев. (0,7 тыс. чел.) р-нах. В республике насчитывается более 260 населён. пунктов, в к-рых проживают чуваши; 192 из них – с преобладающим чуваш. населением, в остальных зафиксированы вместе с русскими, татарами, башкирами, мордвой, украинцами, марийцами и др. народами. Чуваш. город. население составляет 32,5 тыс. чел. (40,6%), в т.ч. в Стерлитамаке 10,0 тыс. чел., Уфе 5,8 тыс., Белебее 6,7 тыс., Салавате 2,1 тыс., Кумертау 1,5 тыс., Мелеузе 1,4 тыс., Октябрьском 1,3 тыс., Туймазах 0,7 тыс., Ишимбае 0,5 тыс. чел.
Переселение чувашей в Юж. Приуралье началось в сер. 16 в., однако интенсив. заселение края ими началось во 2-й пол. 17 в. Особенно массовыми переселения чуваш. крестьян на башкир. земли были в нач. 18 и в сер. 19 вв. Колонизация территории Юж. Приуралья чуваш. населением шла в 3 этапа: с сер. 17 в. по 1730–40-е гг.; с 1730–40-х гг. до нач. 19 в.; в 19 – нач. 20 вв. На 1-м этапе чуваши освоили Прикамье и Закамье, т.е. территории север. и северо-запад. р-нов Башкортостана. На 2-м этапе они расселились в запад. и юго-запад. р-нах Башкортостана и смежных территориях Заволжья. В 18–19 вв. активно осваивали бассейн р. Белая на территории Уфим. и Стерлитамак. уездов и ряда север. уездов Оренбург. губ. В Уфим. и Оренбург. губерниях чуваши компактно проживали в Белебеев., Стерлитамак., Уфим. и Мензелин. уездах. По данным переписей, численность чувашей составляла в Уфим. губ. в 1897 – 60,6 тыс. чел.; в Башкирии в 1920 – 77,1 тыс., 1926 – 84,9 тыс., 1939 – 106,8 тыс., 1959 – 109,9 тыс., 1970 – 126,6 тыс., 1979 –122,3 тыс., 1989 – 118,5 тыс., 2002 – 117,3 тыс., 2010 – 107,4 тыс., 2021 – 79,9 тыс. чел.
Большинство исследователей Ч.Б. причисляют к низовым, др. полагают, что чуваши юго-запад. р-нов Башкортостана по языковым особенностям и традицион. костюму близки к чувашам средненизовой группы. По мнению нек-рых учёных, традицион. культура Ч.Б. имеет гетерогенную природу, в ней констатируется наличие в разных пропорциях традиций всех этнографич. групп. С учётом географич. размещения, языковых и культурно-бытовых особенностей одни делят Ч.Б. на 4 локальные группы: икско-сюньские, приикские, прибельские, верхнебельские. Другие подразделяют на 2 группы: чуваши приикской группы и чуваши прибельской группы.
Язык Ч.Б. относится к приурал. говору, представляющему собой сочетание элементов, присущих всем 3 диалектам чуваш. языка. Кроме смешения диалект. явлений в языке и говорах приурал. чувашей отмечается заметное влияние татар. и башкир. языков. В лексике наблюдается обилие татаро-башкир. заимствований, в произношении – явления фонетич. интерференции. Значител. часть чувашей республики трёхъязычна, кроме родного владеют рус., а также татар., башкир. и др. языками (в особенности стар. поколение).
По вероисповеданию православные. Однако преобладающая часть чуваш. населения наряду с христиан. обрядами продолжает соблюдать многие элементы дохристиан. обрядности. Небольшие по численности группы остаются приверженцами традицион. дохристиан. верований (д. Юльтимировка), др. исповедуют ислам (с. Зириклы, д. Ибрайкино Бижбуляк. р-на, пос. Дубровка Миякин. р-на, с. Зирган Мелеузов. р-на). В ряде селений представлены 2 или 3 этноконфессионал. группы (сёла Зириклы, Ахманово, Базгиево).
Основные традицион. хозяйствен. занятия – земледелие, животноводство, огородничество. Глав. зерновые культуры – рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из др. культур возделывали лён, коноплю, выращивали хмель. Пчеловодство, охота, рыболовство и собирательство в хозяйстве играли вспомогател. роль. Занимались также различ. ремёслами (обработка дерева, изготовление домаш. утвари и транспорт. средств, резьба по дереву, плетение, обработка конопли и льна, узорное ткачество, вышивка, вязание, шитьё бисером и др.).
Основными типами поселений были сёла и деревни, к-рые обычно располагались при реках и ключах. Жилищем служили деревян. дома с сенями и двускатной крышей, покрытой корой, дранкой, тёсом или соломой. В юж. районах дома и хозяйствен. постройки сооружали из самана и камня. Стены домов снаружи обмазывали глиной и белили извёсткой. С 19 в. в чуваш. деревнях получили распространение многокамер. дома (пятистенки), отапливаемые печами с трубой. Украшение резьбой, обшивка домов досками, полихромная раскраска и фигурная кладка стен из кирпича получили развитие в последние десятилетия 20 в.
Традицион. муж. костюм Ч.Б. состоял из холщовой рубахи и штанов. Рубаха подпоясывалась тканым или плетёным поясом. В состав жен. костюма входили богато украшенная вышивкой домотканая белая рубаха и передник. В 18–19 вв. жен. рубахи по своему крою и орнаментации совпадали с канонами традицион. чуваш. костюма и сближались с рубахами средненизовых и низовых чувашей. Верхняя одежда: белый холщовый халат или суконный кафтан, осенью – поддёвка из шерстяной ткани, зимой – приталенная шуба из овчины. Празднич. головные уборы у девушек – тухъя, у женщин – хушпу, украшались кораллами, разноцвет. бисером, бусами и серебрян. монетами. В Башкортостане получили распространение 2 типа хушпу: в форме высокого открытого цилиндра и шлемовидные с небольшим плоским или округлым навершием. Первый из них преимущественно встречается в запад. и юго-запад. районах Башкортостана и близка к хушпу средненизовых чувашей. Второй тип, бытующий в основном в прибельской зоне, имеет типично низовую форму, как в Заволжье и Закамье. Девичьи головные уборы по форме и способу орнаментации относятся к низовой традиции. В будни женщины носили холщовый сурпан с вышитыми и украшенными тесьмой и кружевом концами. Мужчины летом носили войлоч. шляпы, зимой овчинные шапки. Большую красочность жен. костюму придавали украшения, к-рые носили на руках, на шее, на груди, на спине, на косах.
Национал. кухня в целом сохраняет традицион. характер, в то же время сильно обогатилась блюдами др. народов, в т.ч. башкиро-татар. заимствованиями.
Этнич. особенности хорошо сохранились в обрядовой культуре, особенно в свадеб., похоронно-поминал. и календар. ритуалах. До 2-й пол. 20 в. бытовали и кое-где продолжают бытовать обряды нартукан, сурхури, çăварни, мăнкун, вăйă, çимĕк, çумăр чÿкĕ, учук, кĕрхи сăра, автан яшки и нек-рые др.
В музыкал. фольклоре ярко выражены элементы архаики, к-рые не сохранились в Чувашии и др. регионах. К таковым следует отнести часто повторяющиеся в обрядовых песнях (свадеб., поминал. и др.) упоминания дохристиан. персонажей и сюжетных мотивов. Развита художествен. самодеятельность. В репертуарах ансамблей популярны инсценировки чуваш. традицион. праздников и обрядов.
В Респ. Башкортостан действуют Исполком Канаша (съезда) Ч.Б., Общест-во чуваш. культуры, Союз чуваш. молодёжи, Чуваш. историко-культур. центр «Суук-Чишма», представительство Чуваш. Респ. в Респ. Башкортостан, Общество чуваш. краеведов. Проводятся республикан. конкурсы исполнителей чуваш. песни «Шµпчµк сасси», фестивали чуваш. культуры «Акатуй», фольклор. праздники. Имеются профессионал. фольклорно-эстрад. группа «Сарпи» и более 70 чуваш. фольклор. ансамблей (15 из них являются народ. коллективами). С 1988 действует чуваш. литератур. объединение «Шуратăл», с 1989 издаётся республикан. газета «Урал сасси», на республикан. радио и телевидении выходят чуваш. передачи «Аван-и» и «Тивлет». Подготовка кадров для чуваш. школ и дошкол. учреждений ведётся на чувашско-рус. отделении филологич. факультета Стерлитамак. государствен. педагогич. академии (1994), в педагогич. колледжах в городах Белебей и Стерлитамак. В республике действует свыше 10 чуваш. воскресных школ, в т.ч. чуваш. гимназия в Белебее, насчитывается свыше 100 школ с преподаванием чуваш. языка, из них в 25 обучение ведётся на родном языке, в остальных изучается как предмет или факультатив. курс.
Из среды Ч.Б. вышли деятели национал. культуры К.В. Иванов, Я.Г. Ухсай, М.Н. Данилов-Чалдун, И.А. Петрова (Нарс), Ф.Н. Вуколов-Эрлик, учёные И.Н. Антипов-Каратаев, Г.Е. Корнилов, А.А. Кондратьев, В.В. Николаев и др. В Башкортостане жили и работали ученики И.Я. Яковлева, в т.ч. П.М. Миронов и Г.И. Комиссаров. На одном из зданий Уфы открыта мемориал. доска, посвящённая И.Я. Яковлеву и его встрече с П.М. Мироновым, в с. Слакбаш работают Мемориальный дом-музей К.В. Иванова и Музей Я.Г. Ухсая, в с. Чуваш-Карамалы – Мемориал. музей В.В. Николаева.
Автор: И.Г. Петров.
Лит.: Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Ч., 1989; Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002; Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура этнотерриториальных групп чувашей (XVII – начало XX вв.). Ч., 2007.