ИГРЫ ДЕТСКИЕ – проведение времени в каком-л. занятии для развлечения, отдыха, соревнования в чём-л. Определены общественно-историч. развитием этноса, быта и культуры: подражают трудовым и бытовым действиям, являются разновидностью игрового фольклора. И.д. традиционные у чувашей весьма разнообразны, их насчитывалось более 300. Народ. игры с производствен., бытовыми, спортив. и религиозно-обрядовыми сюжетами представляли собой начало трудовой и жизнен. подготовки детей. Они активно участвовали в обрядовой жизни: встречали и приветствовали масленицу, совершали обряд изгнания злых духов во время праздника вир‡м (с‡рен) и т.д. Дети наделялись особыми правами, всё, что ими изображалось, считалось значител. для жизни общества. Трудовая тематика (утµ турттармалла – перевозка сена, кантµр тылламалла – мятьё конопли, купµста касмалла – уборка капусты и т.д.) преобладала уже в играх 3–4-лет. детей. Подражание действиям и поведению взрослых, использование инвентаря, сходного с обычным, характерно для многих игр. В И.д. использовались игрушки, к-рые взрослые подбирали детям соответственно их возрасту. Игры с куклами, костями (в бабки) и др. предметами отражали различ. стороны семейного и обществен. быта. Подвижные И.д. (без предметов и с предметами) являлись средством разностороннего воспитания детей.
Автор: О.В. Егорова.