ИГРЫ МОЛОДЁЖНЫЕ традиционные – одно из средств социализации молодёжи, её самоорганизации для активного проведения досуга. Позволяли участникам проявлять в соответствии с нормами народной этики уровень умствен., нравствен., физич. развития, чувства коллективизма в атмосфере положител. эмоций. Зимние игры, в основном камерные, устраивались на посиделках, во время праздников они проходили и на открытом месте; летние – всегда вне помещений. Посиделоч. И.м. были насыщены шутками, розыгрышами: молодёжь упражнялась в остроумии, находчивости. В игре на сообразительность – тупмалла – следовало отгадать загадку, проигравшему в шутку определяли в супруги вдову (вдовца) преклонных лет; на внимание – ®‡р‡лле (в колечко) – указать, в чьи руки ведущий вложил кольцо (играли и летом – перед началом хоровода, в ®ин®е); на честность – пи®иххилле (в ремешок), когда ведущий выбрасывал на середину пола ремешок и называл проступок или действие, совершивший должен был признаться, в противном случае получал ремешком по ладони и т.д. Посиделоч. И.м. были в основном малоподвижные, в отдельные, типа ыт-т‡кел (чёт-нечёт), играли вдвоём-втроём. Гадания о суженом, проводившиеся вне помещения на сурхури и др. праздники, к нач. 20 в. утратили сакральность, полностью приняв игровое содержание. Театрализован. игрой являлось хождение ряженых. В нек-рых зимних празднич. И.м. наличествовала физическая состязательность, как, напр., в катании с горок или лазании на столб на масленицу. Она преобладала и в весенне-летних празднич. И.м.: катание на качелях, лапта в дни мµнкун, состязания на акатуе с участием парней (скачки, борьба, бой с мешками, поднятие гирь, перетягивание каната и др.), девушек (бег с полными вёдрами; держа во рту ложку с яйцом).
Лит.: Егоров Н. И. Чувашские праздники и обряды. Ч., 1991.
Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Егоров Н. И. Чувашские праздники и обряды. Ч., 1991.