ЧУВАШИ ЗАКАМСКОЙ ГРУППЫ проживают в закамских районах Респ. Татарстан, на С Самар. и в заволж. районах Ульянов. областей. Численность: в нач. 18 в. – 6,2 тыс. чел., в кон. 18 в. – 57,5 тыс., в сер. 19 в. – 59,6 тыс., в кон. 20 в. – более 90 тыс. чел. Выделяются 7 подгрупп: нижне-, мало-, средне-, верхнечеремшанские, сульчинская, саврушская, заинско-шешминская. Закам. этнотерриториал. группа формировалась в 17–18 вв. в татарско-мордовской этноконтактной зоне (с сер. 19 в. взаимодействовала также с русскими) в бассейне рек Большой и Малый Черемшан, Зай и Шешма, преимущественно на территории Спасского и Чистопол. уездов Казан., частей Бугуль-мин., Самар. и Ставропол. уездов Самар. губерний. Интенсивность чувашско-рус. контактов в этом регионе была одной из наиболее высоких, что отразилось на функционировании ряда обрядовых комплексов, в частности, свадебного (яркка шырама), рождественско-новогоднего (светке), летних игрищ и хороводов. С др. стороны, в Закамье локализовалась многочислен. группа некрещёных чувашей, к-рая в сер. 18 в. насчитывала 1,6 тыс. чел. (в 14 селениях из 22 обитали исключительно некрещёные чуваши, а в др. их доля варьировала от 5,3 до 47,2%), в сер. 19 в. – более 5 тыс. чел., в кон. 19 в. – ок. 7 тыс., в кон. 20 в. – ок. 3,5 тыс. чел. в 30 селениях. Традицион. верования составляли существен. пласт этнич. культуры Ч.з.г., в т.ч. среди некрещёных. На формирование культурно-языковых особенностей закамских чувашей оказали влияние длительность (более 100 лет) и разнообразие миграцион. процессов, в к-рых участвовали выходцы всех этнографич. групп чувашей, доля их различалась по районам и подгруппам. Так, влияние низовой традиции наиболее заметно в малочеремшан. подгруппе, верховой – в верхнечеремшан., савруш. и частично в среднечеремшан., средненизовой – в сульчинской. Закамье является центром формирования оригинал. этнографич. традиции, существенно отличающейся от этнокультур. признаков трёх основных этнографич. групп, но имеющей параллели в культуре чувашей Заволжья и Приуралья (напр., костюм. комплекса с особым подтипом хушпу, традиция уяв), куда она была занесена мигрантами в 18–19 вв.
Автор: Е.А. Ягафова.
Лит.: Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья (история и традиционная культура этнотерриториальных групп). Ч., 2007; Ягафова Е.А. Чувашское «язычество» в XVIII – начале XXI вв. Самара, 2007.