Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

БЕСЕРМЯНЕ (самоназв. бесерман) – этнографич. группа удмуртов. Живут в бассейне р. Чепца на СЗ Уд­муртии и в восточ. р-нах Киров. обл. Численность по переписи 1926 составляла 10 036 чел., в последующих переписях отдельно не учитывались, включались в состав удмуртов. В июле 1992 Президиум Верх. Сов. Удмурт. Респ. принял Постанов­ление «О восстановлении исторического имени бесермянского на­рода». Перепись 2020 зафиксировала Б. в качест­ве этнич. группы, отличной от удмуртов, численностью 2,0 тыс. чел. Язык Б. – наречие удмурт. языка со специфич. чертами, характерными для тюрк. языков.

Рус. летопис. источники 12–15 вв. фиксируют Б. (так источники называют болгар) на Сред. Волге и в нижнем течении р. Кама. Наиболее раннее упоминание о Б. содержится в Ипатьевской летописи (1184) и у Плано Карпини (1246). Бесермянами назывались мусульмане болгар. общества, название «бесермян» произошло от искажённого слова «мусульманин». В 15 в., когда образовалось Казан. ханство, термин Б. полностью вытесняется термином «татары», бытовавшим в Золотой Орде. Документы 17 в. называют Б. жителей бассейна р. Чепцы, одновременно они записаны «чувашами». Исследователи считают их потомками беженцев-болгар периода Золотой Орды. В процессе этнич. взаимодействия в 17–19 вв. Б. смешивались с татарами, удмуртами.

В этнич. культуре Б. и чувашей проявляется ряд общих этнич. признаков. В жен. одежде Б. достаточно чётко выделяются чувашские элементы, напр., сходны головной убор женщин кашпу (чуваш. хушпу), девичий убор такъя (чуваш. тухъя), полотенцеобраз. головная повязка кышен (чуваш. сурпан), распашной вышитый муж. халат с поясом и др. Общие элементы у чувашей и Б. имеются в свадеб. обряде, фольклор. традициях, народ. праздниках. Религия Б. характеризуется синкретизмом. С 18 в. исповедуют православие, сохраняя черты традицион. верований и ислама.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Лит.: Белицер В.Н. К вопросу о происхождении бесермян (По материалам одежды) //Труды Института этнографии. Т. 1. М., 1947; Тепляшина Т.И. О смешении терминов «чуваш» и «бесермяне» в письменных источниках //Уч. зап. ЧНИИ. Вып. 40. Ч., 1967.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство