Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ВЕРХОВЫЕ ЧУВАШИ, тури (букв. верхней, горной стороны), кай енчи (букв. западные, западносторонние) чăвашсем, вирьял [букв. расположенные на верхней стороне (Волги)] – одна из трёх этнографических групп чуваш. народа. Зона расселения В.ч. охватывает запад. р-ны Чувашии и граничит на В с ареалом средненизовых чувашей (анат енчи) по условной линии, определён. Г.И. Комиссаровым, направляющейся от с. Чемурша на Ю через пос. Кугеси Чебоксар., с. Визикасы Цивил., д. Вурман-Янишево Канаш. р-нов, обходит восточнее с. Янгорчино Вурнар. р-на и далее продолжается на ЮЗ к присур. лесному массиву, включая с. Чувашские Алгаши Шумерлин. р-на. В составе В.ч. выделяются четыре подгруппы: северо-западная (сундырская), средняя (выло-волжская), юго-восточная (межцивильская) и красночетайская.

Начало формирования В.ч. восходит к периоду Волж. Болгарии. Группа сложилась в результате заселения болгаро-чувашами междуречья Суры и Цивиля, сопровождавшегося ассимиляцией мари и мордвы. В 13–14 вв. сюда массово переселялось болгаро-чуваш. население с низовий Камы. Выло-волж. подгруппа складывалась также при участии выходцев со сред. течения Свияги, Приказанья, межцивильская – из низовий Ари и Свияги. Красночет. и сундыр. подгруппы возникли вследствие дальнейшего продвижения чувашей по р. Сура (вверх и вниз по течению). Марийский компонент наиболее существен в сундыр. подгруппе. В традицион. культуре В.ч. прослеживается также мордов. наследие.

Переселенцы из В.ч. 17–19 вв. участвовали в формировании юго-запад. подгруппы низовых чувашей, нек-рых подгрупп в составе этнотерриториальных групп чувашей Поволжья и Приуралья, с к-рыми В.ч. образуют верховой культурно-языковой ареал. К нему относятся барыш. и сенгилеев. подгруппы (Ульянов. обл.) в приволжской, савруш. и сульчин. подгруппы в закамской (Респ. Татарстан), бузулукская (Самарско-Оренбург. пограничье), косяковская (Респ. Башкортостан) подгруппы в прибельской (бассейна р. Белая) этнотерриториал. группах. Влияние традиций В.ч. заметно в языке и культуре и других групп.

Основные традиции культурно-языкового комплекса, сформировавшегося в течение 14–18 вв., восходят к культуре низовых чувашей. Первичные признаки традиции более сохранились в южной части В.ч.; в северо-запад. массиве явно выражена этнокультур. общность сундыр. подгруппы и горных мари.

Для свадебных обрядов характерно проведение основной их части на стороне жениха, гостевание поезда невесты у своих родственников необязательно; разнообразие в наборе и функциях свадебных чинов (старший дружкамăн кĕрÿ, глава поезда – туй пуçĕ, младший дружка – кĕçĕн кĕрÿ, посажёные родители – хăйматлăх, пузырщик – шăпăрçă, кучер); специфич. набор элементов: выделение места свадьбы – шилĕк, выкуп ворот у невесты, çĕн çын яшки – суп молодой, особенности фольклора – напев посажёной матери хăйматлăх амăш юрри. Внутри верхового свадебного комплекса выделяются курмыш. и ядрин. подкомплексы. Признаки курмыш. подкомплекса: активная роль свиты невесты и особенно вăй пуçĕ – предводителя игрищ, жених забирал невесту из соседнего дома. В ядрин. подкомплексе встречаются также гостевание жениха и невесты, обряд вăй килли уйăрни – актуализация «дома игрищ», элементы низового комплекса: саламалик, снятие покрывала (с произнесением ритуального текста) – хачмак илни. В свадебном обряде южной верховой зоны заметна переходность к низовому и средненизовому комплексам. Различия в элементах увеличиваются по мере продвижения к СЗ, а у сундыр. чувашей традицион. свадебный обряд фактически не отличался от обрядности горных марийцев.

В календар. обрядности проявляется своеобразие в форме, сроках, функционировании обрядов, позволяющее выделить их в особый комплекс. Обряд сурх­ури [кăшарни (кшарни сăри), шерни, раштав] охватывал двухнедел. цикл, включавший ряжение, колядование, заклички, гостевания со сбором продуктов и последующей совмест. трапезой, а также гадания и проведение общесельского праздника типа ял сăри. Характер. чертой масленицы являлись катание с горок с произнесением закличек, выпекание масляных лепёшек, а также элементы рус. масленицы, в частности – сжигание чучела. В это время проходили девичьи пиры хĕр сăри. В обрядах цикла мăнкун акцент делался на магию первого дня, очистител. обряды вирĕм. На ЮВ Ядрин. у. отмечены общесельские пиры халăх сăри, обряды йыхрав и гостевание родственников мăнкун пăтти. Начиная с мăнкун и до семика продолжались эпизодич. молодёж. игрища – сăвă (вăйă) калани в течение нескольких дней или двух недель до семика – çинçе, после чего проводилось общесельское моление мăн чÿк и моление о дожде çăмăр (çăмарта) чÿк. Цикл осенних благодарствен. молений и поминовения предков назывался чÿклеме, кĕр сăри (кĕрхи сăра) или автан сăри.

Музыкально-поэтич. фольклор В.ч., наряду с общенационал. свойствами (жанровая система, пентатоника, квантитативная ритмика, краткосюжетная композиция çавра юрă и т.п.), имеет и диалект. особенности (см. Диалекты музыкальные). Среди жанров песен. фольклора, в отличие от др. этнографич. групп, В.ч. имеют сенокосные утăçи юррисем. Вместе с тем у них не бытуют свадебная песня-плач невесты хĕр йĕрри, весенние хороводные песни. Манере пения свойственна небольшая неровность пульсации единицы отсчёта, фиксируемая в нотациях указаниями на удлинения или укорочения длительностей, включение большого числа призвуков в виде форшлагов (перед тоном, после него и во время его протяжения), скольжений интонации. Широкое применение в мелодике песен получил приём транспозиции первой половины строфы на интервал квинты вниз (иногда кварты вверх). Указанные особенности сближают пение В.ч. с пением соседних горных мари. Большинство песен основывается на 8- или 7-слоговой строке. Из строфич. форм наиболее характерны четырёх- и восьмистрочная с квинтовой транспозицией AB+AB↓5, ABCD+ABCD↓5. Комплекс описанных характер. черт отличает, напр., лирическую гостевую песню «Вăрман юрри».

Поселения В.ч. мало- и среднедворные, большинство образовалось из выселков, околодков и починков, для расселения характерна густая сеть населён. пунктов. Особенностью является озеленение деревень. Основ. тип дома в нач. 20 в. – изба+сени+клеть, широкие Г-образные дворы, ворота с широкими калитками, лачуга лась ставилась на линию улицы. Резьба домовых украшений мелкоузорчатая. К традицион. пище В.ч. относится йохтармалли икерчĕ «блины», апат «суп», кокар апатти «бульон из голья» и др.

Особенность костюма В.ч. – сочетание культур. традиций чувашей и горных мари. Он отличался преимуществен. использованием белого холста, а также лаконич. декором с геометрич. мотивами и сложными мелкими элементами. Для верхней празднич. одежды применялись белые и цветные ткани. Жен. рубаха кĕпе имела простой и широкий крой. Обрядовые рубахи орнаментировались богатыми узорами, а простые – строгим декором вдоль шейного и грудного разреза, по плечам и подолу. Шею и спину замужней женщины закрывал сурпан с узорами по краям, на голову накладывались масмак (узкая вышитая полоса) и хушпу в виде невысокого венца с 4–5 рядами монет.

Разнообразные украшения (ушные алка и хăлха çакки, нагрудные шÿлкеме, сурпан çакки, ама и др.) отличались обилием монетного декора. Повязывалось по 3–4 пояса с различ. декором и подвесками: гребнями, кисетами енчĕк, вышитыми украшениями сарă и яркăч. Изящно сплетённые лапти носились с чёрными онучами, празднич. обувью являлись сапоги с гофрированными голенищами.

Разные волны заселения С Чувашии булгаро-чувашами, преимущественно в направлении с ЮВ на СЗ, нашли отражение в размещении пучков различных изоглосс.

Важнейшие различител. признаки языка В.ч.: оканье (за исключением калининско-аликов. говора); богатство системы гласных; губная гармония однородных кратких гласных ăоо (вăотăор «тридцать», кĕомĕол «серебро») и т.д.

В говорах В.ч. аффикс множествен. числа подчиняется закону гармонии гласных, в отличие от одновариантного низового (лашасам «лошади», ĕнесем «коровы»). Имеются особенности в скло­нении имён существительных и спряжении глаголов.

В лексике В.ч. как результат контактирования с марийцами выделяются два слоя марийских заимствований. Первый составляет субстратная лексика, например, йĕтĕр ~ йĕттĕр ~ иттĕр «скалка», кĕтес «угол», пÿрт ~ пöрт «дом, изба» и др., характерная для всех этнографич. групп чувашей. Второй слой – ареальный, проникший в чувашеязыч. среду позднее (тцтти «дедушка», йăнкăл «колокольчик», лотка «кадка», лÿлеш «пряслица», кăрăш «кузов», когар апатти «суп из голья», эртнĕ «берестяной кузовок» и др.).

Из среды В.ч. вышли учёный и просветитель 18 в. Е.И. Рожанский, в 19 в. – историк, этнограф и писатель С.М. Михайлов (Яндуш), первый профессор из чувашей Н.В. Никольский.

Автор: А.А. Трофимов, Е.А. Ягафова, М.Г. Кондратьев, Л.П. Сергеев, П.П. Фокин, Г.Б. Матвеев, Г.Н. Иванов.
Лит.: Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Изв. ОАИЭ. Казань, 1911. Т. XXVII. Вып. 5; Чуваши. Этногра­фическое исследование. Ч.1. Материальная культура. Ч., 1956; Ч. 2. Духовная культура. Ч., 1972; Чувашский костюм. Оренбург–Москва–Чебоксары, 2002; Спиридон Михайлов. Собрание сочинений. Ч., 2004.
Иллюстрации
Костюм верховых чувашей начала 20 в.
Лирическая гостевая «Вăрман юрри». Запись 1964. Ядринский район.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство