Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в дореволюцион. России – деятельность, направлен. на подъём образовательного и культур. уровня взрослого населения, не входившая в государствен. систему образования. Регламентировалось законодательством, ограничивавшим частную инициативу в образовательной сфере. В Чуваш. крае осуществлялось во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. усилиями земств, городских дум, просветител. и миссионер. организаций, православной церкви, кооператив. организаций, частных лиц. Большой вклад в развитие В.о. внесли земства. Передовые позиции занимало Цивил. земство, к-рое в 1915 создало отдел В.о. при управе [в остальных земствах Чуваш. края появились после Феврал. революции (1917)].

В.о. прошло развитие от разрознен. мероприятий к системной деятельности с организацион. структурой. С 1880-х гг. открывались воскресные школы, внёсшие вклад в развитие грамотности. Массовым видом В.о. являлись народные чтения, нередко проводившиеся с применением технич. средств и бесплатной раздачей брошюр. В 1890-е гг. в их тематике преобладала религиозно-нравствен., к-рая позже была дополнена общеобразовател., профессионал., агрономич., патриотич. и др. направлениями. Задачу расширения сферы письменной культуры в быту рабочих и крестьян решали общедоступные бесплатные народные библиотеки и читальни. Утверждению письменной культуры в народ. быту служила также книжная торговля (в т.ч. через книжные склады). Земства и обществен. организации распространяли среди крестьян профессионал. знания (по садоводству, агрономии, ремёслам, пчеловодству и др.) посредством организации лекций, курсов, специализирован. выставок и т.д. С 1870-х гг. при сел. школах открывались специализирован. ремеслен. классы и мастерские для обучения ремёслам и сел. хозяйству. В 1910-е гг. Чебоксар. земство имело 4 ремеслен. отделения (столярно-токарное, по смолокурению, кузнечному делу), Ядрин. – 2 столярных класса и ткацкую мастерскую, Цивил. – учебную сапожно-кузнечную мастерскую и др. Казан. губерн. земство в 1893 в сёлах Чувашии открыло 5 кустарных училищ (по деревообработке, шорному, гончарному производству, кузнечному делу).

В 1900-е гг. благодаря деятельности Попечительства о народной трезвости движение народных театров распространилось и в городах. Развитию В.о. в Чувашии способствовало появление в 1900-е гг. народных домов – просветител. учреждений клубного типа, объединявших его разнородные элементы. Обычно при народ. домах, игравших роль основной ячейки В.о., имелись театрально-лекцион. зал со сценой, чайная, библиотека-читальня. После 1917 народ. дома открыты во всех городах и волостных пунктах и превратились в центры общественно-культур. жизни. В 1914 образован учебно-образовател. Цивиль­ский уездный музей, к-рый к нач. 1920-х гг. развился в общеобразовател. с различными формами научно-просветител. работы. После февраля 1917 В.о. оживилось под влиянием национального движения. В первые годы советской власти В.о. было включено в государствен. систему народ. образования, стало обозначаться термином «культурно-просветительная деятельность». Дореволюцион. система В.о. заложила основы сети библиотек, клубных учреждений, народ. театра советской Чувашии, способствовала культур. развитию и росту национального самосознания чуваш. народа, внесла вклад в организацию его культур. досуга.

Автор: Ю.В. Гусаров.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство