Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АВЕСТА – древнеиранский памятник, собрание священных книг зороастрийцев, духовный фундамент одной из величайших культур Востока. Заключает в себе свод религиоз. и юридич. предписаний, гимны верховным и земным божествам, песнопения, молитвы, молитвенные формулы, содержит многочислен. мифологич. сюжеты и элементы, в развитии человечества является ярким проявлением разных форм религиоз. мысли, народ. мудрости и натурфилософии и жемчужиной литературно-художествен. творчества.

Считается, что А. сформировалась предположительно в 1-й пол. 1 тыс. до н. э., тексты книг кодифицированы в эпоху правления династии Сасанидов (224–651). До наших времён сохранились Ясна, Висперед, Видевдат, Яшты и нек-рые небольшие фрагменты. Язык А. относится к иранской группе индоиранской семьи языков (авестийский – мёртвый язык, формулы молитв применяются во время службы части приверженцев зороастризма). Для верующих мирян составлена Хордэ Авеста (Малая или Младшая А.).

Кроме кодифицирован. книги существовала в течение тысячелетий и устная форма А., название к-рой сохранилось в самых различных вариациях. В среднеперсид. литературе «Апастак» или «Ден» – закон, предписание, религиозное установление, религиозная книга, библия. В средневековых персидско-таджик. и араб. литературах: «Абастост», «Авйстā», «Лбстāк», «Албстāг», Алйстā», «Лбстā», «Албстā», «Астā» и др.

В различных вариациях (от абыз, абыс, abuz, авыз и т.д.), но часто в схожих значениях это слово нашло своё место во многих тюрк. и финно-угор. языках. В них оно связано с обозначением почётного члена общества, владеющего грамотой, законами верования, а также старшего по возрасту или по положению человека. Слово «абыз» вошло и в ряд русских говоров.

Имеется предположение, что у чувашей название «Авеста» отразилось в понятиях апăс и апăстак, и система чуваш. верований включала в свою структуру целый ряд авестийских божеств. духов. понятий [ср.: др.-иран. Аша, Аши, Аз, Ахур, Друх и мн. др.; чуваш. Аша, Аши, Ас, Ахăр (ахăр самана), Тăраха], представлений, формы и формулы молитв и т.д.

Автор: А.А. Трофимов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство