БОЛГАРЫ ДУНАЙСКИЕ (самоназвание българи) – титульный народ суверен. государства Болгарии, расположенной в восточ. обл. Балканского полуострова.
Болгар. язык принадлежит к южнославян. группе индоевропейской семьи и является самым древним из славян. письмен. языков. Русская версия староболгар. алфавита (церковнославянский) способствовала распространению грамотности в Восточ. Европе.
Образование болгар. народности было сложным и продолжительным процессом, длившимся более трёх веков. Болгар. народ произошёл от трёх основ. компонентов: фракийского, славянского и праболгарского. Фракийский компонент в сложении болгар. народности сыграл роль субстрата, а славянский и праболгарский – суперстрата. Славяне дали народности свой язык, определили её этнич. облик.
Праболгарам принадлежит немалая доля в образовании болгар. державы: придя во 2-й пол. 7 в. во главе с Аспарухом в Северо-Восточ. Болгарию, они застали здесь многочислен. славян. население, вступили с ним в союз и основали государство, к-рое в 681 Византия вынуждена была признать и заключить с ним мирный договор. Мест. фракийские племена, как и пришельцы болгары, ассимилировались со славян. населением. К 10 в. болгары по своей этнич. основе стали славянами. Название «болгары» в его этнич. смысле превратилось в прочно утвердившийся этноним. «Болгарами» сознавали и называли себя жители Мезии, Добруджи, Фракии и Македонии, т.е. в тех р-нах, где формировалась и консолидировалась народность. Принятие христианства как официальной религии в 864, введение и распространение славян. алфавита (кириллицы) содействовали процессу национал. сплочения.
Раннее болгар. общество развивалось под воздействием двух культур – византийской и турецкой. Тяжёлым испытанием для болгар. народности оказалось почти двухвековое византийское иго, от к-рого болгар. этнос освободился в 1185. Подпадение под осман. владычество в кон. 14 в. означало для народности историч. катастрофу. Обезлюдение нек-рых р-нов Болгарии сопровождалось их колонизацией турками, к-рые расселялись по Фракии, Восточ. Родопам, Македонии и другим местам, чем помогли централ. власти исламизировать и отчасти ассимилировать нек-рые части мест. населения. В результате Русско-турецкой войны 1877–78 Болгария стала свободной и независимой, болгар. народ получил право развиваться как нация.
По оценке специалистов, не менее 3–4 млн этнич. болгар проживает вне пределов страны.
В формировании современ. культуры и быта большая роль принадлежит старин. традициям. Их влияние прослеживается в архитектуре, приклад. искусстве, семейном быту, празднич. обычаях, одежде. У женщин костюм состоит из тёмного шерстяного сарафана (сукмана) с глубоким вырезом, белой туникообразной рубахи, цветного пояса, яркого фартука. Дополняется обувью из сыромятной кожи, узорными шерстяными чулками и шёлковым платком, завязанным на темени. Мужчины в запад. р-нах надевают белый суконный костюм, на В – жёлто-коричневый; помимо цвета различается также покрой брюк и ряд других элементов.
Традицион. крестьян. жилища разнообразны. На равнинах дома преимущественно одноэтажные, прямоугольные, нередко с галереей, образуемой столбами под навесом крыши. В горах дома имеют два, иногда три этажа. Характерны нависание верхних этажей над цокольными, выступы (эркеры), придающие зданию лёгкость. Лучшие образцы болгар. архитектуры охраняются государством.
Христианство проникло на территорию Болгарии в 9 в., и ныне подавляющее большинство верующих (83,7%) являются христианами, из них 82,6% относится к болгар. восточноправослав. церкви. Мусульман. религии придерживаются 12,2% верующих, это проживающие в стране турки, а также часть болгар (так наз. помаки).
Большинство болгар вступает в брак в возрасте 25–28 лет. Долгое время сохранялись большая семья (задруга) и группы родствен. семей по муж. линии (патронимия).
Традиции и праздники болгар. народа включают древние национал. религиоз. и семейные торжества, а также новые обычаи. Старин. традиции проявляются в одежде, украшениях, танцах и магич. ритуалах, как свадеб. церемонии, танцы на горячих углях (нестинарство), танец вызывания дождя и т.д. Самые яркие и массовые праздники – карнавальные новогод. обычаи, кукерские игры на Масленицу (кукеры – ряженые, одетые в необыч. костюмы).
1 марта болгары отмечают приход весны. В честь этого дня близким дарят мартеницы – изящные поделки в виде кисточек, шариков, фигурок из красных и белых ниток: красная – здоровье, белая – долголетие (дожить до седин).
Наиболее важную часть народ. творчества составляет героич. эпос. Чертами сказоч. персонажей наделены его герои – Марко-кралевич, Момчило-юнак и др.
Северо-Восточ. Болгарию заселяют отдельные этнографич. группы, к-рые по отношению к остальным группам считаются древнейшим и чистоболгар. населением – наследниками Аспаруховых болгар. Это так наз. хърцои и капанцы, материал. и духов. культура к-рых – одежда и жилища, быт, народ. искусство – имеет параллели с этнич. культурой чувашей. Этим вопросом более других исследователей занимался этнограф проф. И. Коев, к-рый для подробного изучения материала предпринял две науч. экспедиции (1969 и 1970) в Чувашию, создал фильм «Срещи с Чувашия», печатался в чуваш. науч. изданиях, поддерживал творческие связи с чуваш. учёными – П.В. Денисовым, И.Д. Кузнецовым, А.А. Трофимовым и др. Многие деятели науки – историки, этнографы, лингвисты, искусствоведы также Р.Сефтерски, П.Пунтев, М. Николова, Н. Кауфман, П. Митрева, М. Чалыков, Г. Михайлова, С. Дончев, А. Стойнев и др., как и поэты и писатели, имели и имеют общие науч. интересы и дружеские контакты с деятелями науки и культуры Чуваш. Респ.
Автор: В.А. Прохорова.