ВОЛОСОВСКАЯ КУЛЬТУРА – археологич. культурно-историч. общность эпохи неолита – энеолита (2-я пол. 3 – нач. 2 тыс. до н.э.). Впервые выделена В.А. Городцовым в 1926 после раскопок стоянки возле д. Волосово на р. Ока. Ареал распространения – территория Верх. Волги, Волго-Окское и Волго-Камское междуречья, где выделяются отдельные родственные группы памятников. Происхождение связывают с мест. поздненеолитич. населением с ямочно-гребенчатой керамикой. На территории Марийского и Чуваш. Поволжья распространён средневолж. вариант В.к., в Чувашии известны поселения Челкасы, Линёвое 1, 2, 3, 4, 5 и др. и одно погребение [см. также Синьял-Яушский (Челкасинский) комплекс памятников]. Археологами исследованы поселения, погребения и ритуал. памятники. Известны находки костей домашней собаки. Поселения В.к. с округлыми и прямоугольными домами полуземляноч. и назем. типов столбовых конструкций, иногда соединённые переходами. Население продолжало традиции охотников и рыболовов неолита, совершенствуя навыки и приёмы обработки орудий. При изготовлении кремнёвых ножей, наконечников стрел и дротиков использовалась отжимная и струйчатая техника ретуширования. Керамика лепная с примесями органики и толчёной раковины, на раннем этапе – круглодонная, на позднем – плоскодонная. Орнамент разреженный, нанесён по всему тулову сосуда, иногда по срезу венчиков и внутрен. поверхности сосуда. Поздний этап развития В.к. знаменуется началом обработки меди. Ярким проявлением духов. и культур. жизни волосовцев является антропоморф. и зооморф. пластика из кости, кремня и керамики, орнамент, подвески и пронизки из сланца, клыков и костей животных, а также разнообраз. янтар. украшения. Святилища В.к. свидетельствуют о существовании культа промысловых животных (лося, север. оленя, куницы и бобра). Погребения производились в вытянутом положении, позднее – скорченно вблизи или внутри жилищ. В захоронениях прослежены следы охры, большую роль играл огонь, а также культ медведя. Развитие В.к. продолжается в бронзовом веке, на Сред. Волге она какое-то время сосуществует с носителями абашевской и балановской культур. Поздние волосовцы в нач. 2 тыс. до н.э. ассимилированы баланов. племенами, заложив основы формирования новой чирковской культуры.
Автор: Н.С. Березина.