ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ЧУВАШЕЙ – процесс утверждения чувашского населения в православии, оказавший существенное воздействие на его этнокультурное и социокультурное развитие. Предки чувашей (болгаро-сувар. племена) соприкоснулись с христианством ещё в 1-е вв. н.э. Из сочинений Прокопия Кесарийского, Агафия Миренейского, Иордана и др. известно о крещении болгар. правителей Органа и Кубрата. Основатель Великой Болгарии Кубрат воспитывался при дворе византийского императора Ираклия. В сочинениях Прокопия Кесарийского и сирийского автора Захария Ритора имеются свидетельства о присутствии христиан. миссионеров среди савир (сувар) и об издании священ. книги на «гуннском» языке. Переселившиеся на Сред. Волгу болгаро-сувар. племена имели военно-политич., торгово-экономич. и культур. связи с рус. княжествами и др. христиан. странами, что способствовало проникновению элементов христиан. культа к предкам чувашей. Судьба св. мученика Авраамия является примером обращения отдельных представителей волж. болгар в христианство.
Вхождение Чувашии в состав Русского государства и учреждение Казан. е пархии (1555) положили начало церковно-государствен. мерам христианизации поволж. народов. Во 2-й пол. 16 – 17 вв. в силу слабости церков. организации результативность православ. миссии в Чуваш. крае была низкой. В 18 в. христианизация «иноверцев» стала рассматриваться как духовная основа обрусител. политики царизма. Массовое крещение чуваш. населения пришлось на период деятельности Новокрещенской конторы (1740–64). Принудител. меры в духовной сфере, материально-финансовые расходы на строительство церквей и содержание духовенства и т.д. способствовали росту антицерков. настроений среди новокрещённых чувашей. Эти настроения ярко проявились в ходе крестьянского восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Провозглашение веротерпимости (1773) в конфессионал. политике государства побудило миссионеров обратиться к методам христиан. просвещения. Воспитанники духовных учеб. заведений, служившие проповедниками и священниками в чуваш. приходах (Г.Е. Рожанский, А.М. Алмазов, В.П. Громов, В.П. Вишневский и др.), внесли большой вклад не только в распространение катехизических знаний, но и в создание чуваш. письменности, становление национал. литературы и литератур. языка. В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. миссионер. организации с благословения казан. архиепископов Амвросия, Филарета, Григория издавали тексты Священного Писания на языках народов Сред. Поволжья, открывали приходские училища и т.д. По мере усвоения элементов христиан. культа у крещёных чувашей формировалось языческо-православ. двоеверие. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. под воздействием буржуаз. преобразований, активизации православ. миссии, просветител. деятельности Н.И. Ильминского, И.Я. Яковлева и их учеников христианство упрочило свои позиции в крае. Господство атеистич. идеологии в совет. период не смогло искоренить результаты Х.ч.
Автор: Л.А. Таймасов.
Лит.: Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI–XVIII вв.). Ч., 2000; Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в XVI–XVIII веках: Исторический очерк. Казань, 1912; Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале ХХ века. Ч., 2004.