ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА – разновидность художествен. прозы, исследующая историч. события и явления обществен. жизни путём анализа документал. материалов, воспроизводимых целиком, частично или в изложении. Не исключая художествен. вымысла, Д.п. использует художествен. синтез, отбирая реальные факты, обладающие значител. социально-типич. свойствами. Специфич. особенности жанра выводятся из газетно-журнал. документалистики: Д.п. стремится к достоверности и всесторон. исследованию документов, вместе с тем идейно-эмоционал. содержание сближает её с художествен. очерком и мемуарами. Как вид художествен. литературы Д.п. представляет собой явление сравнительно новое, к её первым опытам относят «Историю Пугачёва» А.С. Пушкина, «Историю французской революции» Т. Карлейля и др. В чуваш. литературе Д.п. зародилась в 1930-е гг. С первых шагов она сближается с историч. прозой, хроникой, мемуарами [роман-хроника С.В. Эльгера «Вутпа çулăм витĕр» (Сквозь огонь и бурю, 1949) впервые был издан как мемуары «Вăрçă кунĕсем» (Дни войны, 1937)]. Революции нач. 20 в., а также события Первой и Второй мировых войн вызвали к жизни значител. пласт Д.п., в к-рой осмысливается историч. путь чуваш. народа, поднимается тема революции и интеллигенции, раскрываются истоки героич. духа народа, победившего фашизм: сборник С.М. Лашмана «Патирек çутисем» (Байдеряковские огни, 1971); воспоминания И.С. Максимова-Кошкинского «Хĕвел тухсан» (Когда взошло солнце, 1961); книга В.З. Иванова-Паймена «Тантăшăмсем» (Ровесники, 1977); документальня повесть К.К. Петрова «Тайăр Тимкки – поэт-революционер» (Таэр Тимкки – поэт-революционер, 1967); роман-хроника П.Н. Чичканова «Кăвар чĕре» (Огненное сердце, 1965) и др. К Д.п. относятся также фронтовые дневники и записки П.Т. Трофимова, В.Т. Ржанова, А.Н. Николаева, Н.А. Стурикова и др.
Автор: Ю.М. Артемьев.