МИССИОНЕРСТВО (франц. missionnaire, от лат. missio – поручение) – способ распространения церковной организацией религиозного вероучения среди инаковерующих и возвращения в своё лоно отпавших. Характерно для всех религий, но наибольшее развитие получило в христианстве. Миссионер. деятельность Рус. православ. церкви (РПЦ) была тесно связана с развитием государственности, освоением присоединён. земель. Актив. объектом М. явились народы Сред. Поволжья. После завоевания Казан. ханства цар. самодержавие и православ. церковь рассматривали М. как долгосроч. государствен. политику христианизации и русификации нерус. народов присоединённого края. Учреждённая в 1555 казан. архиепископская кафедра стала центром М. в Сред. Поволжье. Важнейшими задачами православ. М. являлись ослабление позиции ислама и искоренение язычества. В практике М. преобладали меры социал. и материал. поддержки обращённых в православие, подкреплённые законодател. актами. В нач. 18 в. эти меры расширились: новообращён. крепостные отписывались от их некрещёных владельцев, с 1720 (указ подтверждён в 1740) освобождались на 3 года от податей и рекрут. повинности, тяготы возлагались на лиц, не принявших православие. В 1738, с назначением на казан. кафедру архиепископа Луки (Конашевич), введением законодател. актов о дополнител. льготах для новокрещённых, М. в крае усилилось. В годы деятельности православно-миссионер. учреждений: Новокрещенской комиссии (1731–99) и Новокрещенской конторы (1740–64) – осуществлялось массовое крещение «казанских иноверцев», открывались новокрещенские школы. За 1740–60-е гг. была крещена основная часть населения Чувашии: 191,2 тыс. чел. в Казан. и 18,2 тыс. чел. в Нижегород. губ. Формально став новокрещенцами, чуваши продолжали придерживаться своей традицион. религии.
Одновременно усиленно действовало на чувашей мусульман. М., документально слабо отражённое. Приняв ислам, отатарился существен. массив чувашей Присвияжья (см. Исламизация чувашей).
В годы правления Екатерины II государствен. поддержка М. была ослаблена, в 1773 провозглашён принцип веротерпимости. Православ. архиереи отстранялись от дел религиоз. характера по отношению к уроженцам восточ. регионов империи, упразднена должность епархиального проповедника, отменены поощрител. меры в отношении новокрещённых. В 19 в. государство активнее стало предпринимать просветител. меры. В 1800 издан краткий катехизис на чуваш. языке. В 1812–26 изданием и распространением книг Священ. писания занималось Российское библейское общество, на чуваш. языке вышли Евангелия. В 1828 Синод учредил должность особых миссионеров в тех частях государства, где христианство ещё было недостаточно распространено. При Николае I вмешательство государства в дела церков. миссий стало более энергичным. В отношении желавших отпасть от православия власти шли на принудител. меры (телес. наказания, переселения, ссылки, насильствен. крещение детей и т.д.). Большое воздействие на развитие М. в Казан. крае в сер. 19 в. оказали архиепископ Григорий (Постников) и Н.И. Ильминский. Учреждение Переводческой комиссии при управлении Казанского учебного округа и открытие миссионер. отделений при Казан. духовной академии (1854) активизировали миссионер. просветительство. Просветител. система, разработанная Н.И. Ильминским, стала основой православ. М. В 1870 оформилось Православ. миссионер. общество, в 1867 в Казани – Братство святителя Гурия. С 1883 в нерус. приходах разрешили богослужения на родном языке прихожан. Обучение детей в школах, богослужение, издание религиоз. книг на родном языке, подготовка учителей и священников из представителей нерус. народов изменило религиоз. ориентацию новокрещённых от язычества к православию. Основная часть чувашей стала осознавать себя приверженцами православ. веры. По статистич. данным 1911, православными являлись 981,3 тыс. чувашей, что составляло 98% всего чуваш. населения. Через М. происходило развитие письмен. и профессионал. культуры нерус. крещёных народов. Деятельность просветителя И.Я. Яковлева непосредственно связана с М. При поддержке миссионер. обществ на чуваш. язык были переведены многие книги Священ. писания, а в 1916 напечатан Новый Завет в переводе И.Я. Яковлева. В совет. время православ. М. пережило глубокий кризис. В кон. 20 – нач. 21 вв. началось его возрождение.
Автор: Л.А. Таймасов.
Лит.: Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья (XVI–XVIII вв.). Ч., 2000; Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX – начале XX века. Ч., 2004.