ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, Свято-Троицкий православный мужской монастырь в Чебоксарах – один из первых монастырей в Чувашии. Основан в 1566 по указу царя Ивана IV Грозного в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. В 1566–1764 монастырь являлся владельцем крупной вотчины в Чебоксар. у., на территории к-рой основал 6 деревень, впоследствии вошедших в пределы Чебоксар, – Набережную, Банново, Гремячево, Соляново, Якимовку, Завражную. По данным на 1746, в них проживало 612 крестьян муж. пола, в состав вотчины входили 801,5 дес. пашни, 184 дес. сенокоса, 2,5 дес. леса, рыбные ловли на р. Волга. В 1764 в результате секуляризацион. реформы Екатерины II обитель причислена к 3-му классу штатных монастырей, все земли и крестьяне переданы государству, вместо них назначалось штатное жалованье в размере 950 руб. в год. В кон. 18 – 19 вв. монастырь получил от правительства в Козьмодемьян. у. мельницу и рыболовные озёра, в Чебоксар. и Цивил. у. – пашню, луга, участок леса общей площадью ок. 314,5 дес., к-рые часто сдавались в аренду. В 1789 и 1838 к монастырю приписаны 2 чебоксар. пустыни – Владимирско-Сретенская и Спасо-Геронтьевская.
Вскоре после основания монастыря была построена деревян. соборная церковь во имя Святой Троицы, в 1669 сооружён храм в честь апостолов Петра и Павла, но к 18 в. он не сохранился. При поддержке чебоксар. купечества на территории обители в 18 в. возведены каменные ограда и кельи, церкви перестроены в каменные. В описи от 1763 упоминаются 4 камен. храма: Троицкий, Толгской иконы Божией Матери, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого великомученика Феодора Стратилата. Позднее Петропавловский храм за ветхостью был разобран. Первоначал. композиция архитектур. ансамбля, отличающаяся живопис. и компакт. планировкой, в основном сохранилась. Композицион. центром монастыр. комплекса является монументал. Собор Троицкий (1748). Старейший храм – Церковь Толгской иконы Божией Матери (1713). Трапезная церкви, ставшая со временем Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей монастыря. Оригинальна архитектура однопрестольной надвратной Церкви великомученика Феодора Стратилата (1759). С юго-восточ. стороны к церкви примыкает двухэтаж. братский корпус, построенный одновременно с храмом. Основной доминантой комплекса является надвратная шатровая колокольня, построенная в 1859 по проекту архитектора Петонди, снесена в 1928, восстановлена в 1995. В монастыр. комплекс входят также часовня в честь Николая Чудотворца, здание братских келий и настоятел. покои. Возведённые в сер. 18 в. настоятел. покои сохранили первоначал. декор и планировку. Здесь заметно влияние общеевроп. барокко (оконные проёмы обработаны плоским ленточ. обрамлением с замковым камнем), прослеживаются и традиции рус. барокко (восьмиугол. окно второго света над входом). Монастырь обнесён камен. стеной с 4 угловыми башнями. Под управлением монастыря также находились 2 камен. церкви, ранее принадлежавшие пустыням: Владимирской Божией Матери со Сретенским и Варлаамо-Иосафским приделами, двухэтажная Тихвинско-Богородицкая. В монастыре находилась икона св. Николая, считавшаяся чудотворной. В нач. 20 в. действовала церковноприходская школа, в к-рой обучалось 73 ученика.
Численность братии обители в 1767 составляла 10 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха); в 1830 – 10 чел. (1 архимандрит, 2 иеромонаха, 2 вдовых священника и 1 вдовый диакон, 1 монах, 3 послушника), в 1913 – 22 чел. (1 архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 12 послушников).
После Октябрьской революции 1917 вся земельная собственность монастыря была конфискована. В 1922 братия и прихожане объявили о преобразовании обители в «Религиозное общество ревнителей вселенского православия». По постановлению президиума Исполкома област. совета рабочих, крестьян. и солдат. депутатов ЧАО от 29 октября 1924 в ноябре того же года монастырь закрыт. В 1920–30 камен. архитектур. комплекс обители (в т.ч. и церкви) подвергался разрушению. В 1928 в северо-запад. части территории монастыря построен Дом крестьянина, к-рый с началом коллективизации переименован в Дом колхозника, затем – в гостиницу «Турист». Постановлением Совета Министров Чуваш. АССР от 20 декабря 1946 «Об охране памятников архитектуры» здания монастыря объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. До 1980-х гг. в кельях, в пристрое церкви Великомученика Феодора Стратилата, в настоятел. покоях располагались жилые помещения, в 1979 здания переданы област. совету по туризму, в 1980-х гг. – Мин-ву культуры Чуваш. АССР. В 1992 комплекс передан Чебоксарской и Чувашской епархии, и в 1993 началось восстановление монастыря, в 1994 совершена первая служба. К 1997 монастырь полностью восстановлен и вновь стал одним из православных центров Чувашии. Обители принадлежат 2 подворья: в с. Малое Чурашево Ядрин. р-на, в с. Большой Сундырь Моргауш. р-на, к к-рым приписаны храмы. В 1995 здание быв. Дома крестьянина передано под Чебоксарское епархиальное православное духовное училище. С 2004 при обители действует воскресная школа. В 2021 численность братии составляла 26 чел. (1 наместник-архимандрит, 3 игумена, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 6 монахов, 1 инок, 5 послушников). На территории монастыря расположены памятники истории и культуры федерал. значения: собор Живоначал. Троицы (Троицкий собор), церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Великомученика Феодора Стратилата, братский, игуменский и трапезный корпуса.
В 1996 и 2001 обитель посещал патриарх Алексий II. После восстановления монастырь возглавляли наместники: архимандрит (с 2005 – епископ) Савватий (Антонов) (1993–2009), с декабря 2009 – игумен (с 2011 – архимандрит) Василий (Паскье).
Автор: А.А. Чибис, Н.И. Муратов.
Лит.: Амвросий. История Российской иерархии. Ч. VI. М., 1815; Справочная книга по Казанской епархии. Казань, 1904; Димитриев В. Д. История Чувашии XVIII века. Ч., 1959; Димитриев В. Д., Чибис А. А. Землевладение и хозяйство Чебоксарского Троицкого монастыря во второй половине XVI–XVII вв. Ч., 2005.