Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПОМИНОВЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ – обряды и моления, адресованные духам предков, в течение календарного года. В традицион. верованиях чувашей большое место занимал культ предков, формой выражения особого почтения умершим и стремления получить их благосклонность были поминовения. Обязател. элементами поминал. обрядности являлись банное очищение, обход круга родственников, начиная с дома предка-«основателя» рода. Знаком, свидетельствующим о приглашении духов покойных предков, служило зажигание свеч на централ. столбе (улчепи, уша юпи) и на восточ. стене внутри избы. К духам предков обращались с молитвен. речью, поминал. трапеза сопровождалась их ритуал. «кормлением».

Праздники, связанные с всеобщим поминовением усопших, проводились несколько раз в году, наиболее значимыми были калăм (весенние поминовения), çимĕк (летние), автан сăри, кĕрхи сăра (осенние) и нек-рые др. П.е.т. посвящены памяти усопших близких и дальних родственников, односельчан; в ритуал входят поминание и жертвен. «угощение» также чужих, безвест. покойников. Основная часть обряда поминовения происходила на кладбище в присутствии большей части жителей селения (округи), традиционная ритуал. составляющая камерных обрядов исполнялась в кругу семьи.

Калăм проводился в апреле–мае в неделю перед весен. праздником возрождения природы мăнкун (великий день), завершался обрядом изгнания злых духов (у верховых чувашей вирĕм, у низовых сĕрен). Есть сведения о существовании у средненизовых чувашей поминал. обряда в форме çурта кунĕ (букв. день свечи), характер. элементом к-рой являлось разжигание костров и прыжки через них. У православ. чувашей, перешедших к поминал. циклу, установленному Рус. православ. церковью, поминовение усопших совершается на Радоницу.

Çимĕк – летний праздник, посвящённый поминовению усопших с посещением кладбищ, проводится через семь недель после Пасхи в четверг или в субботу перед Троицей. Название праздника получило распространение не ранее сер. 18 в., но обрядово-ритуал. действия носят в основном древний характер.

Умерших особо поминали перед началом жатвы, просили помощи в сборе урожая; автан сăри проводили по окончании полевых работ, в качестве жертвы духам предков приносили петуха. Осен. моление духам предков кĕрхи сăра совершалось в октябре; у крещёных чувашей этот обряд трансформи­ровался и перешёл на Димитриевскую субботу (см. в ст. Поминовения православные).

Одним из глав. обрядов П.е.т. у некрещёных чувашей являлось юпа – осен. поминовения предков, проводившиеся в одноимён. месяц (в современ. календаре соответствует октябрю), когда сооружали намогил. столб и совершали жерт­воприношения с молитвами.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Иллюстрации
Поминовение усопших на кладбище некрещёных чувашей. Фото из этнографического альбома Н.В. Никольского. Научный архив ЧГИГН.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство