ПОМИНОВЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ – обряды и моления, адресованные духам предков, в течение календарного года. В традицион. верованиях чувашей большое место занимал культ предков, формой выражения особого почтения умершим и стремления получить их благосклонность были поминовения. Обязател. элементами поминал. обрядности являлись банное очищение, обход круга родственников, начиная с дома предка-«основателя» рода. Знаком, свидетельствующим о приглашении духов покойных предков, служило зажигание свеч на централ. столбе (улчепи, уша юпи) и на восточ. стене внутри избы. К духам предков обращались с молитвен. речью, поминал. трапеза сопровождалась их ритуал. «кормлением».
Праздники, связанные с всеобщим поминовением усопших, проводились несколько раз в году, наиболее значимыми были калăм (весенние поминовения), çимĕк (летние), автан сăри, кĕрхи сăра (осенние) и нек-рые др. П.е.т. посвящены памяти усопших близких и дальних родственников, односельчан; в ритуал входят поминание и жертвен. «угощение» также чужих, безвест. покойников. Основная часть обряда поминовения происходила на кладбище в присутствии большей части жителей селения (округи), традиционная ритуал. составляющая камерных обрядов исполнялась в кругу семьи.
Калăм проводился в апреле–мае в неделю перед весен. праздником возрождения природы мăнкун (великий день), завершался обрядом изгнания злых духов (у верховых чувашей вирĕм, у низовых сĕрен). Есть сведения о существовании у средненизовых чувашей поминал. обряда в форме çурта кунĕ (букв. день свечи), характер. элементом к-рой являлось разжигание костров и прыжки через них. У православ. чувашей, перешедших к поминал. циклу, установленному Рус. православ. церковью, поминовение усопших совершается на Радоницу.
Çимĕк – летний праздник, посвящённый поминовению усопших с посещением кладбищ, проводится через семь недель после Пасхи в четверг или в субботу перед Троицей. Название праздника получило распространение не ранее сер. 18 в., но обрядово-ритуал. действия носят в основном древний характер.
Умерших особо поминали перед началом жатвы, просили помощи в сборе урожая; автан сăри проводили по окончании полевых работ, в качестве жертвы духам предков приносили петуха. Осен. моление духам предков кĕрхи сăра совершалось в октябре; у крещёных чувашей этот обряд трансформировался и перешёл на Димитриевскую субботу (см. в ст. Поминовения православные).
Одним из глав. обрядов П.е.т. у некрещёных чувашей являлось юпа – осен. поминовения предков, проводившиеся в одноимён. месяц (в современ. календаре соответствует октябрю), когда сооружали намогил. столб и совершали жертвоприношения с молитвами.
Автор: Г.Б. Матвеев.