Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПИХАМПАР [пигамбар] – в традиционных чувашских верованиях бог, упоминаемый в обрядах после Турă, Кепе, Пÿлĕхçĕ. В мифологии отразились следующие представления о П.: находится в окружении Турă, является исполнителем его воли, совершает разъезды по земле и по велению Кепе раздаёт людям добрые качества, новорождённым – силу и здоровье, доводит до провидцев (ăрăмăç, мăчавăр и юмăç) пророческие видения; есть сюжеты, в к-рых он является ангелом-хранителем людей или покровителем домашнего скота, охраняя его от хищных зверей, в нек-рых молитвословиях к нему обращались как к вождю (или повелителю) волков (П. представлялся белым волком) с прось­бой «удерживать своих собак – волков». Чуваши верили, что от П. зависит плодовитость животных, особую любовь испытывает он к лошадям. К П. обращались и с просьбами помочь вырастить хороший урожай, его упоминали при совершении чÿклеме – обряда освящения нового хлеба и пива. Жертвенными дарами П. служили пиво, каша, бык.

Приписывание П. разных функций и приобретение им в представлениях чувашей антропоморфных и зооморфных образов связано с контактами различных культур Евразии в историческом прошлом, с трансформацией древних традиций в силу изменений религиозных верований. Сохранились скульптуры, изображающие П. в виде мужчины.

Автор: А.А. Трофимов, Г.Б. Матвеев.
Иллюстрации
Скульптурное изображение бога Пихампар. 18 в. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (С.-Петербург).

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство