ИЙЕ – в традицион. чуваш. верованиях: духи-хозяева природ. и культур. объектов (гор, лесов, полей, водных источников, бань, мельниц, хлевов, заброшенных домов и др.); бывают добрые (создания Турµ) и злые (создания Шуйттана); представляются чаще всего в человеческом облике – как в виде мужчин, так и в виде женщин, внешность в большинстве случаев описывается словами «слепой», «косоглазый», «трёхглазый», «толстый» и т.д. В поздней традиции И. считались не столько оберегающими места своего обитания персонажами, сколько духами, насылающими болезни (худосочие, изнеможение, паралич) на людей (в основном детей) и на скот (карта И.). Причиной такого негативного воздействия считали нарушение людьми неписаных правил, напр., нельзя ложиться на сырую землю не помолившись или спать на меже, оставлять маленьких детей без присмотра взрослых. Для предохранения от отрицательного воздействия И. приносились в жертву фигурки в форме человека или животных из сырого теста, печёные хлебные изделия, в качестве оберега использовались прутья рябины. С целью избавления от влияния или изгнания заселившегося в теле человека И. проводили заговоры и различные действия, к-рым приписывались магические свойства.
Автор: Г.Б. Матвеев.