СУДОХОДСТВО – движение судов по водным коммуникациям: рекам, каналам, озёрам и морям. Основными водными артериями Чувашии являются реки Волга и Сура. С. на Волге известно с древнейших времён и значительно усилилось в 8–9 вв. с появлением Великого Волжского пути. Благодаря высокому уровню развития транзитно-посреднической торговли в Волжской Болгарии С. приобрело международ. характер, Волж. путь стал важным международ., экономич. и культур. фактором развития края. Значение волж. С. для развития Сред. Поволжья продолжало оставаться высоким в период Золотой Орды и Казанского ханства. Вследствие развития торгового С. на Сред. Волге был основан ряд городов и торговых поселений, в т.ч. Чебоксары (13 в.). С ухудшением отношений между Москвой и Казанью после 1521 масштабы торгового С. на Волге значительно уменьшились. После включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав России в сер. 16 в. и начала деятельности Макарьевской ярмарки волжское С. продолжило быстрое и динамичное развитие.
В 17 в. глав. пунктом вывоза продукции, преимущественно хлеба, из Чувашии стали Чебоксары. Судовладельцами здесь были посад. люди первой статьи, Троиц. и Преображен. монастыри. В 1750-х гг. в Чебоксарах насчитывалось 7 судовладельцев, имевших 11 крупных судов, свои суда имели нек-рые крестьяне Алатыр. у. и с. Сундырь (ныне г. Мариинский Посад). Основная часть товаров из Чувашии в это время вывозилась на своих судах иногород. купцами. В 1-й пол. 19 в. число судов в Чебоксарах увеличивается до 70. Крупнейшими чебоксар. судовладельцами, снаряжавшими иногда до 8 судов в год, были Г. Будаев, М. Дорогов, А. Коротков, А. Клюев. В 18 в. значител. роль играл ряд пристаней, в т.ч. Выльская пристань, Козловская пристань, а также Рунгинская и Анишевская.
В 1-й пол. 19 в. на Волге и Суре появились пароходы. Одним из первых пароходов, причаливших к чебоксар. пристани, была «Волга», построенная в Роттердаме и следовавшая из Самары в Рыбинск (1846). Во 2-й пол. 19 в. использовались коноводки и кабестаны (лебёдки с барабанами); к кон. 19 в. в средневолж. бассейне использовалось более 30 разных типов несамоходных судов, но основным типом грузового реч. транспорта стали суда барочного типа (баржи). С. привлекало большое число рабочих рук за счёт мест. населения, преимущественно крестьянского (бурлаки, матросы, крючники, коноводы, буфетчики и др.). Реч. перевозки осуществлялись судами акционер. обществ («Кавказ и Меркурий», «Самолёт», «Общество по Волге» и др.), част. фирм [Торговые дома «Братья Таланцевы» (Ядрин), «Братья Зинины» (Мариинский Посад), Пароходство М.К. Кашиной (Нижний Новгород) и др.] и част. лиц. В 1860 в Звенигов. (Чекурском) затоне общество «Дружина» основало механич. завод, осуществлявший ремонт судов этого общества.
Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. С. в волж. бассейне значительно увеличилось. Продолжительность навигации по территории Чувашии составляла в среднем 200 дней. Крупными пристанями являлись Козьмодемьянск и Чебоксары, но значение последней падало. Если в 1860-х гг. здесь отпущено 1700 тыс. пудов (преимущественно хлеб и лес), то в нач. 20 в. – ок. 1000 тыс. пудов. Напротив Чебоксар находилась лесная пристань Голодяиха, откуда отпускалось в нач. 20 в. 400 тыс. пудов леса в год. Более 1 млн пуда товара отправляли с Козлов. пристани. Значител. пристани имелись в Мариинском Посаде и близ д. Курочкино. Менее значимые лесные пристани находились в селениях Ильинка, Сидельниково, Кушниково.
С. на Суре осуществлялось на дистанции Васильсурск – Курмыш, реже – до Алатыря, а до Пензы – только в половодье. Важными пристанями на Суре в пределах Чувашии являлись Алатырь, Порецкое, Курмыш, Выльская пристань. С. по этой реке было затруднено из-за мелководья (с июня по осень) и топляков – вследствие больших объёмов лесосплава (в 1876 затонул пароход «Бабочка»). В сер. 19 в. на участке Васильсурск – Курмыш в год проходило ок. 200 барж и расшив. После строительства Московско-Казан. ж. д. (1893) объём перевозок по Суре уменьшился. С. на р. Большой Цивиль осуществлялось только в половодье.
Значител. количествен. и качествен. рост С. в Чувашии произошёл в совет. период. К 1980-м гг. большинство несамоход. судов стали металлическими, а самоход. были оснащены дизел. установками; количество отправлен. грузов с пристаней Чувашии достигло 4270 тыс. т (1986). Пассажир. флот республики насчитывал ок. 5 тыс. мест. В это время в Чуваш. АССР функционировали 9 пристаней и 15 остановоч. пунктов, в навигацион. период перевозилось более 1 млн пассажиров. Крупнейшим портом был Чебоксарский речной порт, при к-ром с 1976 действовала ремонт. мастерская, позволявшая осуществлять сред. ремонт судов и погрузоч. техники. Протяжённость водных путей составляла 118 км по Волге и 290 км по Суре. В 1983 их эксплуатацион. длина по Суре сократилась до 121 км (до пристани Шумерля). Начиная с кон. 1950-х гг. на республикан. линиях действовали скоростные суда («Ракета», «Комета», «Метеор», «Заря», «Зарница»).
В 1990-х гг. С. значительно сократилось, закрылись нек-рые пристани. Оживление С. наметилось в нач 21 в. В 2006 вступил в строй новый реч. порт в Чебоксарах, принявший тогда 258 турист. судов. В 2007 эта цифра возросла до 293. В то же время значительно осложнилось С. по Суре, что связано с понижением годового уровня паводков и прекращением очистки фарватера реки. См. также Судостроение.
Автор: В.Д. Димитриев, С.Н. Кодыбайкин.