Çавра юрă // |
Ç АВРА ЮР Ă [с’авра юръ] – краткосюжетная [букв. завершённая (по смыслу)] песня, основная поэтическая форма традиционных (прежде всего обрядовых) чувашских народных песен. Самая характерная и художественно привлекател. особенность… |
Çатăрка // |
Ç АТ Ă РКА [с’адърга], çатăркан, çатăрма, çатăрмак, чатăр, шалтăркка – зубчатая трещотка, один из чувашских музыкальных инструментов народных , самозвучащий (идиофон). Звук (щёлканье… |
Ĕçкĕ-çикĕ юрри // |
ĔÇКĔ-ÇИКĔ ЮРРИ, [эс’к’ь-с’иг’ь юрри], ĕçкĕ юрри (букв. песня еды-питья, песня застолья) – жанр традицион. чуваш. народ. песни, застольная лирическая (в литературе встречается также: гостевая, пировая… |
«Çавал» // |
« Ç АВАЛ» – музыкально-исполнительский коллектив, фольклорный ансамбль эстрадного направления. Создан в 1976 в составе Чувашской государственной филармонии . Первым руководителем был Б.А. Мацко. С 1990 ансамбль возглавляет Л.В. Прокопьева… |
«Акатуй» // |
«АКАТУЙ» – сюита для фортепиано Г.В. Воробьёва , выдающееся произведение музыкального искусства Чувашии. Известно также под названием «Праздник в колхозе». Создано в 1936 в период учёбы автора в Моск. консерватории. Через несколько лет оно вышло… |
«Вĕç, вĕç, куккук» // |
«ВĔÇ, ВĔÇ, КУККУК» (Лети, лети, кукушка) – народная песня, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтич. символов чуваш. культуры. До 1920-х гг. её устное бытование ограничивалось небольшой… |
«Кай, кай Ивана» // |
«КАЙ, КАЙ ИВАНА» (Выйди, выйди за Ивана) – известное произведение |
«Классика» // |
«КЛАССИКА » – профессиональный хоровой колле |
«Линкка» // |
«ЛИНККА » (чув. линкка – слово-имитатив, подражание скользящему движению) – чувашская народная песня-танец, один из символов традиционной чувашской музыкально-хореографической культуры. Содержание шуточное, обрисовывающее ситуацию молодёжного… |
«Мелодии чувашских песен» // |
«МЕЛОДИИ ЧУВАШСКИХ ПЕСЕН» – труд В.А. Мошкова , первая научная монография о чувашской народной музыке. Опубликован в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (1893. Т. 11. Вып. 1–4)… |
«Нарспи» // |
«НАРСПИ» – опера Г.Я. Хирбю , Либретто «Н.» максимально приближено к тексту поэмы. Структура оперы – номерная. В основе музыка |
«Нимене» // |
« НИМЕНЕ » (На помочь) – обработка Г.Я. Хирбю для тенора и смешанного хора, выполненная в 1940–50-е гг. на основе старин. чуваш. народ. трудовой песни ниме юрри (см. Помочи ). Запись одной из таких песен, сделанная в 1931 С.М. Максимовым, стала… |
«Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» // |
«ОБРАЗЦЫ МОТИВОВ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН И ТЕКСТЫ К НИМ» – музыкально-фольклорные сборники, составленные преподавателями Симбир. чуваш. учительской школы и изданные в 1908 и 1912 в г. Симбирск. Оба сборника вошли в музыкал. культуру… |
«Октябрь çулĕ» // |
«ОКТЯБРЬ ÇУЛĔ» (Путь Октября) – песня-кантата для хора а капелла В.П. Воробьёва на стихи Н.Т. Васянки (по А.И. Безыменскому). Впервые исполнена 24 декабря 1928. Непосредственным прототипом музыкал. композиции В.П… |
«Пентатонная зона» // |
«ПЕНТАТОННАЯ ЗОНА» Поволжья и Приуралья – одно из интегрирующих понятий, характеризующих традиционные музыкальные системы народов Волго-Уральского региона – тюркоязычных башкир, татар, чувашей, финно-угорских марийцев, мордвы, удмуртов… |
«Пиçнĕ-пиçмен çырлашăн» // |
«ПИÇНĔ-ПИÇМЕН ÇЫРЛАШĂН» (За неспелой ягодкой) – произведение И.М. Дмитриева , первое в истории чуваш. музыки гармонизации народ. песни |
«Сăрнайпа палнай» // |
«С Ă РНАЙПА ПАЛНАЙ» (Сарнай и палнай) – первое сочинение для симфонического оркестра в чувашской музыке, создано Ф.П. Павловым в 1928. Оригинальная партитура утеряна, сохранилась автор. рукопись для рояля в 4 руки с примечанием… |
«Слакбашские песни» // |
«СЛАКБАШСКИЕ ПЕСНИ» – цикл обработок чувашских народных песен для хора a cappella Ф.С. Васильева (6 частей, 1971). В его основе собствен. записи композитора, выполнен. на родине К.В. Иванова . В «С.п.» впервые использован мал |
«Тăван çĕршыв» // |
«ТĂВАН ÇĔРШЫВ» (Песня о Родине) – песня композитора Г.С. Лебедева на стихи И.С. Тукташа . Созданная в сер. 1944 для пьесы П.Н. Осипова «Тăван çĕршывра» (В родном краю) и основанная на народно-песенных… |
«Уй варринче» // |
«УЙ ВАРРИНЧЕ» (Посреди поля) – народная рекрутская песня верховых чувашей, ставшая в 20 в. одним из общенациональных музыкально-поэтических символов чувашской культуры. Впервые «У.в.» положена на ноты С.М. Максимовым , записавшим её |
|