РЕЖИССЁРСКОЕ ИСКУССТВО, режиссура – искусство создания сценического представления, фильма или иного зрелища на основе художественного замысла режиссёра, объединяющего и согласующего между собой его компоненты: творчество артистов, декорации, костюмы, музыку, освещение, звуковое оформление, работу операторов и др. Зародилось в театрал. практике в кон. 19 – нач. 20 вв. До этого актёрам в работе над спектаклем помогал сам драматург. Большой вклад в развитие отечеств. Р.и. внесли К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др. Театральное искусство Чувашии зародилось с самого начала в условиях актёр. и режиссёр. театра.
Первые чуваш. режиссёры – И.С. Максимов-Кошкинский, П.Н. Осипов, М.Ф. Акимов (Аруй), Г.В. Тал-Мрза (Зайцев), С.П. Горский (Петров), М.Ф. Юрьев, У.Т. Тимофеева (Ульяна), И.А. Андреев-Шевле, Н.С. Айзман (ЧГАДТ), Е.Д. Римова (Чуваш. совет. передвиж. театр Чебоксар. у.) – не имели специал. и профессионал. подготовки. В 1936 окончил краткосроч. курсы режиссёров ведущий артист ЧГАДТ К.Е. Егоров, в 1941 – режиссёр. курсы (г. Ростов-на-Дону) Е.Н. Никитин и Высшие курсы художествен. руководителей (глав. режиссёров) театров (г. Ленинград) М.З. Семёнова. Г.В. Парне – первый профессионал. чуваш. режиссёр драматич. театра с высшим образованием (1932). Страстным пропагандистом системы К.С. Станиславского был М.Ф. Кокки – выпускник режиссёр. факультета Централ. техникума театрал. искусства (1933). Большую помощь чуваш. артистам и режиссёрам оказали режиссёры Рус. театра И.А. Слободской (Кукарников), Е.В. Муратов, Н.И. Календер, Б.И. Праудин, С.С. Мартягин, А.М. Мудров, М.С. Бурмистров, Е.А. Токмаков и др.
Среди извест. чуваш. режиссёров – А.Н. Павлов, Н.В. Корчаков, И.И. Иванов (ЧГАДТ); А.В. Ильин (Чуваш. государствен. театр оперы и балета); Э.Д. Фейертаг, М.Н. Фигнер, В.С. Петров, С.П. Гонцов, П.И. Гузей, А.М. Харабуга, З.Д. Ярдыкова, И.Н. Митюков, И.А. Дмитриев, В.Н. Оринов, В.Н. Григорьев, С.А. Васильев (Чуваш. театр юного зрителя); А.К. Крашенинникова, Ф.З. Фаяльская, Е.Е. Орлова, И.А. Антонов, М.А. Алексеев, С.Г. Григорьев, М.К. Антонов, Т.Г. Морева, Г.И. Амирханян, С.Г. Паланова, В.Н. Иванов (Чуваш. государствен. театр кукол); М.И. Шелагин, Леонид Ко (В.С. Беков), Г.В. Странский, В.П. Романов, В.И. Гришин, Л.Н. Иванов, В.В. Меньших, Г.А. Морев, М.И. Зильберман, В.А. Красотин, А.Г. Восканян (Русский драматич. театр); В.М. Михайлов, В.П. Фролов, С.П. Павлов (Абаш), К.Е. Егоров, Е.Н. Никитин, И.О. Молодов, И.Н. Никифоров-Вашки, Г.М. Ашмарин, А.А. Осипов, Ф.Г. Трофимов, Ф.Н. Вуколов-Эрлик, А.Я. Кокарев-Каттай, Г.М. Иванов, А.В. Чугунов, Н.Г. Кузьмин, Л.Н. Римов, И.К. Ксенофонтов, И.Д. Краснов (колхоз. театры); В.В. Иовлев, В.Ф. Карсаков, Л.П. Трифонов, Л.С. Петрейкина (Чуваш. телевидение); В.Н. Проворов (Экспериментал. мим-театр «Дождь»); В.А. Петров (Чуваш. театр сатиры) и мн. др. В своём творчестве они продолжают традиции рус. реалистич. психологич. театра, основанного на принципах системы К.С. Станиславского.
Наиболее ярким представителям чуваш. Р.и. были присущи свои методы работы. У К.И. Иванова режиссура спектакля начиналась с решения актёр. образа. Он видел свою задачу в том, чтобы разбудить дремлющие в актёре силы, использовать его возможности и способности, направить процесс творчества в нужное русло. Л.Н. Родионов считал необходимым показать актёру рисунок роли, т.е. обозначить её в общих чертах. Б.С. Марков в своей работе с актёром выделял три основные задачи: вызвать в актёре творческий процесс; непрерывно поддерживать и направлять его к определён. цели в соответствии с общим идейно-художествен. замыслом спектакля; согласовать результат творчества каждого актёра с результатом творчества остальных исполнителей для создания гармонически целост. единства спектакля. Творчество В.Н. Яковлева – новый этап в развитии национал. режиссёр. школы, для к-рой характерны философ. подход к жизни и искусству, поиски новых выразител. средств, высокий профессионализм.
Автор: Г.В. Кириллов.