ЭТНОЛИНГВИСТИКА (от греч. ethnos – народ, племя; лат. lingua – язык) – направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В широком понимании рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистич. методов вопросы культуры, этнич. психологии и мифологии, религиозных верований, менталитета, этикета.
Э. получила развитие в языкознании США начиная с 1870-х гг., на первом этапе основное внимание уделялось этнографич. материалу.
В России проблемы из области Э. затрагивались в кон. 19 в. в трудах Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни и др. Исследования по фольклористике, в к-рых выявились новые стороны взаимосвязей языка и культуры, с 1970-х гг. разрабатывались Н.И. Толстым и группой учёных под его руководством. В рамках Э. также ставились задачи изучения понятий языка и культуры, имеющих специфические этнокультур. коннотации, соотносящихся с картиной мира, образом жизни, традициями и обычаями.
В чувашеведении к этнолингвистич. относятся труды Н.И. Золотницкого, Н.И. Ашмарина и ряда языковедов рубежа 20–21 вв. Н.И. Золотницкий в «Корневом чувашско-русском словаре» и др. трудах дал описание терминов родства, семантику чисел 7 и 9, значение названий небес. светил и т.д. Н.И. Ашмарин в статьях «Словаря чувашского языка» и др. работах раскрыл многие стороны взаимосвязей языка и культуры. Л.П. Сергеев и Н.И. Егоров опубликовали несколько работ, посвящённых изучению терминов родства и свойства, происхождению и развитию разных групп диалектной лексики и т.д. В.И. Сергеев уделил внимание антропосемантике. Е.А. Лебедева занимается изучением фольклора, мировоззрения, мифологии и др., А.В. Кузнецов – проблем речевого этикета народов Волжско-Урал. региона, включая и экстралингвистические составляющие, а также терминов родства и свойства, диалектной и ономастической лексики, их связи с другими языками урало-алтайской семьи языков. О.Н. Терентьева и Э.В. Никитина исследуют традицион. мировоззренч. основы и этноменталитет чуваш. народа, Г.М. Матвеев – мифоязыческую картину мира этноса на примере чуваш. мифологии и язычества.
В чуваш. языкознании Э., изучающая психические, этнич. и т.п. особенности народа и их отражение в языковой системе, продолжает развиваться. Исследуются связь и взаимодействие языка с культурой и самосознанием, обычаями и народ. представлениями, выполняется семантическая реконструкция традицион. (архаической, мифопоэтической в своей основе) картины мира, мировоззрения, системы традицион. ценностей, разрабатываются проблемы описания истории чуваш. языка с этнической историей.
Автор: Н.И. Егоров, А.В. Кузнецов.