РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ – выполнение узора на цельной древесине с помощью режущих инструментов (топора, ножей, стамесок), один из видов народного искусства. Традиционно использовалась для орнаментирования обрядовых и бытовых предметов: утвари, посуды, мебели, инструментов, а также нек-рых строений, нередко в сочетании с полихром. росписью.
Основными у чувашей были контур., скобчатый, трёхгранно-выемчатый, барельеф., скульптурный приёмы Р. по д. Наиболее ранняя – долблёная резьба, создававшаяся чередованием желобков и выступов, образующих рисунок на плоскости. До сер. 19 в. преобладала выемчатая техника (ногтевидная или долотная, трёхгран., сверлёная) и плоскорельеф. «глухая», применявшиеся для украшения посуды и утвари, воротных столбов, реже – наличников окон, ставней и кронштейнов клетей и амбаров. К кон. 19 в. от рус. мастеров Нижегород. губ. была заимствована применявшаяся впоследствии в Присурье барельеф. резьба со слож. композициями с изображением переплетающихся ветвей и листьев, гроздьев винограда или шишек хмеля в комбинации с фигурами наяд и львов. Однако широкого распространения она не получила.
Посуда и утварь традиционно украшались декоратив. резьбой в виде геометрического (линейно-точеч., кружкового) и растител. орнамента с вырезами вокруг основания. Ручки ковшей для пива в большинстве случаев вырезались в виде головы животного. Лучшие образцы имели форму ладьи. При украшении ручки использовались также мотивы жгута, розетки (солярные изображения) сквозные и плосковыемчатые, система выемок, скульптур. формы. Фигур. ковши являлись плодами конструктив. фантазии мастеров. Наиболее интерес. произведения чуваш. народ. Р. по д. – небольшие обрядовые ковши 18–19 вв. сµра курки, туй курки, имеющие рукоятки с изыскан. узорами, в т.ч. космогонич. изображениями Солнца, птицы, коня.
Строения до сер. 19 в. были без декоратив. оформления, кроме ворот, для украшения к-рых использовались розетки и их сегменты, линейные мотивы парных или одиноч. жгутов (так наз. верёвоч. орнамент), выполненные плоскорельеф. резьбой. В композицион. строе применялся и слож. орнамент, образованный из ритмически упорядочен. снизу доверху розеток и полурозеток (они вырезались либо непосредственно на самом столбе, либо на дубовой пластине, прикрепляемой к столбу), ромбиков и жгутов. Встречались роговид. орнамент, изображение колонны, факелов с пламенем. Изба, в отличие от ворот, не обращённая к внеш. пространству, украшалась мало, резьбой оформлялись глав. обр. наличники окон. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. жилище обогатилось новыми архитектур. элементами, включая резьбу карнизов, фронтона и наличников. Чуваш. резчики воспринимали новую технику и мотивы, осваивали неизвестные ранее элементы художествен. оформления домов (в т.ч. резные украшения слухового отверстия и окна, фронтона, карниза, наличников). Наряду с долблёной и скульптур. Р. по д. (ею оформляли фронтоны домов, ворота, к примеру, в виде изображений льва, петуха, бегущей лошади) начали широко применяться пропил. и наклад. резьба, ставшая впоследствии доминирующей. Применяя растител. и геометрич. орнаменты в сочетании с мотивами чуваш. вышивок, мастера создавали оригинал. декор.
Новый этап в развитии Р. по д. начался в 1950-е гг., в период с 1980-х гг. до нач. 21 в. она достигла расцвета. Во внеш. оформлении жилища применяется пропил. (ажур., силуэт., накладная) резьба. Для внеш. убранства домов и малых архитектур. форм (лет. домиков, гаража, ворот) характерно обилие резных декоратив. элементов. Наличники и фронтоны окон кирпич. домов часто орнаментируются деревян. резьбой. На СЗ Чуваш. Респ. распространена тонкая мелкоузорчатая резьба, подобно филигран. вышивке верховых чувашей. Традиции сохранились в геометризирован. узорах, образующих систему представлений о мире (включая космогонические мотивы). В составе этого вида орнамента в числе основных проходит охранител. розетка; в пропил. резьбе значител. место занимают ромбы и квадраты; по краям причелин и подзоров, свесов крыш ворот и крылец используется городковая резьба. В основе многих композиций лежат S-образ. узор и мотивы сердечка. Зооморф. ряд представлен фигурами птиц и зверей или их частей. Среди наиболее архаичного пласта излюбленными являются изображения мирового древа, женской фигуры (богини). Мастерами создаются целые декоратив. ансамбли: строения связываются в один узел тянущимися по гребню от дома к веранде, далее к воротам и лет. домику просечным узором на железе и рядами ажурно-городковых резных подзоров. В едином стиле резных композиций украшаются наличники окон и слухового окна на фронтоне дома и лет. домика. Дома часто строятся с мезонином или мансардой, фронтон, карниз, наличники, подокон. плоскость к-рых получают резной наряд.
Изображения тех или иных образов и мотивов в Р. по д. представляют собой отработан. на множестве вариантов узоров хорошо узнаваемые эстетические знаки. Для пропил. резьбы характерно также и использование сюжетов, образов, приёмов из др. видов народ. искусства – вышивки, росписи, кружевоплетения. В узорах, как правило, прочитывается многозначность образов, иногда и мифологичность. По технике исполнения, мотивам и орнаменту Р. по д. у чувашей имеет сходство с искусством сосед. народов.
Лучшие образцы искусства Р. по д. кон. 19 – нач. 20 вв. были запечатлены М.С. Спиридоновым. Традиции народ. Р. по д. частично сохраняются в сел. архитектуре, творчестве отдельных мастеров (П.Я. Мазуркин), профессионал. художников (В.А. Андреев-Эткер, В.В. Васильева, В.Р. Горбунов, Н.А. Долгов, В.С. Чернов и др.).
Автор: Г.Н. Иванов-Орков, Г.Б. Матвеев.