ОРНАМЕНТ (от лат. orno – украшаю) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных геометрических, растительных и др. фигур. Применяется мастерами народного искусства для украшения различ. предметов, а также в архитектуре и во всех жанрах изобразител. искусства. В основе чуваш. О. лежат антропоморфные, зооморфные изображения, космологические представления о мироздании, о светилах, земле, воде, огне и т.д. В орнаментации образцов костюма народного 18 в. прослеживаются традиции «узора письма» (см. в ст. Болгаро-чувашская руническая письменность). Он используется в вышивке, ткачестве, резьбе по дереву и камню.
Существуют различия в О. этнографич. групп чувашей: в вышивке низовых представлен крупный полихромный узор, похожие черты наблюдаются у средненизовых; у верховых – мелкий филигранный с преобладанием синего и светло-зеленоватого колорита, с сочетанием вышивки и бисерного шитья. Для ткачества и резьбы по дереву характерны те же технич. принципы и стилистич. приёмы, что и в вышивке. Узоры, применявшиеся в народном зодчестве и резьбе по камню до сер. 19 в., отличались монументальностью и традиционностью (объёмные, скульптурные, рельефные фигуры).
Со временем древнее смысловое значение О. было утрачено, сохранилась его декоративная роль и развивался он уже в этом направлении. Начиная с сер. 19 в. постепенно менялись технич. и художествен. приёмы, в чуваш. деревне появились фабричные товары, в О. – растительные мотивы и различ. фигуры, не характерные для чуваш. традиции; начался процесс утраты самобытных узоров. Выполненные в Симбир. чуваш. учител. школе «Адресная папка», вымпел, праздничная скатерть, преподнесённые И.Я. Яковлеву, резные столы и стулья с точёными ножками для учительской и классов являются образцами применения народной орнаментации уже на профессиональной основе.
С созданием Чуваш. автоном. области и возникновением артелей художествен. промыслов орнаментал. творчество начало возрождаться. Мастера стремились идти в ногу с жизнью – в мотивах О. появились изображения символов республики, дирижаблей, аэропланов, танков, различ. надписи и т.д. В О. керамики были введены стилизованные узоры вышивки. Всё это привело к трансформации многовековых традиций. В 1950–60-е гг. появились профессионал. мастера орнаментал. искусства. В 1970-е гг. О. распространился почти во всех видах изобразительного искусства, привнося порой излишние элементы этнографизма. Лучшими образцами в этом направлении являются произведения книжной и станковой графики Э.М. Юрьева, В.И. Агеева, геральдики Э.М. Юрьева, эмали и настенной росписи В.П. Петрова (Праски Витти).
Национал. О. продолжает развиваться в книжной и станковой графике, эмали, медальерном искусстве (В.В. Николаев, Н.М. Балтаев), живописи [С.Н. Михайлов (Юхтар)], в вышивке (М.В. Симакова), лозоплетении (Е.В. Енцов), резьбе по дереву (П.Я. Мазуркин), монументальной скульптуре (А.И. Алексеев-Сандр Пикл).
Автор: А.А. Трофимов.