Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ОРНАМЕНТ (от лат. orno – украшаю) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных геометрических, растительных и др. фигур. Применяется мастерами народного искусства для украшения различ. предметов, а также в архитектуре и во всех жанрах изобразител. искусства. В основе чуваш. О. лежат антропоморфные, зооморфные изображения, космологические представления о мироздании, о светилах, земле, воде, огне и т.д. В орнаментации образцов костюма народного 18 в. прослеживаются традиции «узора письма» (см. в ст. Болгаро-чувашская руническая письменность). Он используется в вышивке, ткачестве, резьбе по дереву и камню.

Существуют различия в О. этнографич. групп чувашей: в вышивке низовых представлен крупный полихромный узор, похожие черты наблюдаются у средненизовых; у верховых – мелкий филигранный с преобладанием синего и светло-зеленоватого колорита, с сочетанием вышивки и бисерного шитья. Для ткачества и резьбы по дереву характерны те же технич. принципы и стилистич. приёмы, что и в вышивке. Узоры, применявшиеся в народном зодчестве и резьбе по камню до сер. 19 в., отличались монументальностью и традиционностью (объёмные, скульптурные, рельефные фигуры).

Со временем древнее смысловое значение О. было утрачено, сохранилась его декоративная роль и развивался он уже в этом направлении. Начиная с сер. 19 в. постепенно менялись технич. и художествен. приёмы, в чуваш. деревне появились фабричные товары, в О. – рас­тительные мотивы и различ. фигуры, не характерные для чуваш. традиции; начался процесс утраты самобытных узоров. Выполненные в Симбир. чуваш. учител. школе «Адресная папка», вымпел, праздничная скатерть, преподнесённые И.Я. Яковлеву, резные столы и стулья с точёными ножками для учитель­ской и классов являются образцами применения народной орнаментации уже на профессиональной основе.

С созданием Чуваш. автоном. области и возникновением артелей художествен. промыслов орнаментал. творчество начало возрождаться. Мастера стремились идти в ногу с жизнью – в мотивах О. появились изображения символов республики, дирижаблей, аэропланов, танков, различ. надписи и т.д. В О. керамики были введены стилизованные узоры вышивки. Всё это привело к трансформации многовековых традиций. В 1950–60-е гг. появились профессионал. мастера орнаментал. искусства. В 1970-е гг. О. распространился почти во всех видах изобразительного искусства, привнося порой излишние элементы этнографизма. Лучшими образцами в этом направлении являются произведения книжной и станковой графики Э.М. Юрьева, В.И. Агеева, геральдики Э.М. Юрьева, эмали и настенной росписи В.П. Петрова (Праски Витти).

Национал. О. продолжает развиваться в книжной и станковой графике, эмали, медальерном искусстве (В.В. Николаев, Н.М. Балтаев), живописи [С.Н. Михайлов (Юхтар)], в вышивке (М.В. Симакова), лозоплетении (Е.В. Енцов), резьбе по дереву (П.Я. Мазуркин), монументальной скульптуре (А.И. Алексеев-Сандр Пикл).

Автор: А.А. Трофимов.
Иллюстрации
Воротный столб. Дерево. 1930-е гг. Из альбома М.С. Спиридонова «Чувашский орнамент». Научный архив ЧГИГН.
Узор наплечника женской рубахи низовых чувашей. Фрагмент. 18 в. Чувашский национальный музей.
Женский намогильный памятник. Камень. 1933. д. Новое Серёжкино. Лениногорский район. Республика Татарстан.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство