ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ – совокупность плавучих транспорт. средств, обеспечивающих безопасную перевозку грузов и пассажиров по пространству океанов, морей, озёр и рек. В Чуваш. Респ. В.т. действует на внутренних водных путях. На долю внутренних водных путей приходится 4,6% общей протяжённости наземных путей сообщения республики. Протяжённость внутренних водных путей в 1991 составляла 259 км, в 2004 – 273 км, в 2013 – 407 км. Водные пути представлены реками Волга и Сура, по к-рым с давних времён перевозились люди, различные товары, хлеб и лес. В республике имеется 9 грузопассажирских пристаней и ок. 20 пристаней лесосплава. Значительную роль в смешанных грузоперевозках и пассажироперевозках играет Чебоксарский речной порт.
По видам перевозки В.т. разделяется на пригородный, внутригородской, магистральный. Пригородный и внутригородской осуществляют перевозки грузов и пассажиров в пределах республики. Магистральный В.т. по речным линиям соединяет Чувашию с городами Астрахань и Петербург, Ростов-на-Дону и Архангельск, обеспечивая сквозной глубоководный путь от Каспийского моря до Балтийского и по каналам до Белого. Основное место в водных грузоперевозках занимают лесные грузы, минерально-строительные материалы. В 2004 внутренним В.т. было отправлено 559 тыс. пассажиров и 1124,7 тыс. т груза, в 2013 перевезено 79,8 тыс. пассажиров.
Пассажирооборот внутреннего В.т. в период с 1990 по 2013 уменьшился. С 1995 речной флот работает в основном на пассажирских маршрутах, из них более 60% составляют внутригородские перевозки пассажиров, прекратились перевозки пассажиров скоростными судами типа «Ракета», «Метеор». В 2002–2013 были проведены строительно-монтажные работы в акватории Чебоксарского речного порта, что призвано улучшить работу В.т. Был оборудован пассажир. причал длиной 427 м, а также рейды для судов всех типов.
Автор: Л.М. Лапташкина.