Место рождения: с. Большие Арабузи Буин. у. (ныне с. Первомайское Батырев. р-на)
МИТТА Василий Егорович [23.2.1908, с. Большие Арабузи Буин. у. (ныне с. Первомайское Батырев. р-на) – 10.6.1957, там же] – поэт, переводчик, критик. Окончил Ульянов. чуваш. педагогич. техникум (1928), учился в Литератур. институте им. А.М. Горького (1935–37). Учитель Тигашев. школы Батырев. р-на (1928–29), зав. Ходаров. школой колхоз. молодёжи Шумерлин. р-на (1929–30), ответствен. секретарь Батырев. район. газеты (1930–32). Редактор Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме Чуваш. АССР (1932–36), сотрудник Дома народ. творчества (1936–37). В 1955–57 член редколлегии и ответствен. секретарь альманаха «Тăван Атăл». Репрессирован в 1937, освобождён в 1954. Реабилитирован.
Первые стихи поэта появились в журнале «Сунтал» (1924). В раннем периоде его творчества большое место занимает лирика: стихи о юношеских мечтах, возрождении родного края и проблемах культур. традиций; поэмы «Савни парни» (Подарок любимой, 1927) и «Сĕрĕмре» (В угаре, 1927). В произведениях чувствуется нек-рое влияние С.А. Есенина, А.И. Безыменского. В 1930-е гг. в творчестве значител. место занимает граждан. лирика, в к-рой он призывает к актив. участию в строительстве новой жизни, характер. черты этого времени особенно сильно проявились в поэме «Çĕр чĕлхи» (Язык земли, 1930, 1932), посвящённой коллективизации в Чувашии и написанной в форме стихотвор. репортажа. Также публицистичны поэмы «Октябрь тантăшĕ» (Ровесник Октября, 1932), «Ăртиван мучи Ямаша кайса курнă радиотамаша» (Поездка деда Эрдивана в Ямашево, 1934).
Поэзия 1950-х гг. отличается прежде всего своей философичностью. В поэме «Тайăр» (Тайр, 1949–56) автор, передавая размышления о судьбе поэта-революционера Тайра Тимкки через описание своих горьких впечатлений из жизни в ссылке в Краснояр. крае, переходит к обобщениям о духовных ценностях родного народа. В последние годы М. написал немало коротких стихов (посвящения и эпиграммы). Он является автором рецензий и статей с глубоким анализом произведений различ. жанров, из них особо выделяется статья «Пурнăç чăнлăхĕ» (Правда жизни, 1956) о поэме А.Е. Алги «Хамăрьялсем» (Односельчане). В критике отстаивал правдивость изображения жизни, высокую художественность и богатство языка. Этой же мыслью пронизаны его дневниковые записи и письма. М. написал ряд рассказов и очерков: «Мамăк утравĕ» (Хлопковый остров, 1934), «Туркмен кавирĕсем» (Туркменские ковры, 1934). Им переведены на чуваш. язык произведения А.С. Пушкина, А.М. Горького, Н.А. Островского, Л.А. Кассиля, В.В. Овечкина, а также зарубеж. поэтов и поэтов народов России.
Изданы книги: «Кăмăл» (Лирика, 1932), «Кăмăлтан» (От души, 1956), «Кăмăлăмпа шухăшăм» (Думы и мечты, 1959), «Думы мои, мечты мои» (1976), «Кĕрхи илем» (Осенняя краса, 1978), «Çак юрра эп ахаль мар юрларăм» (Я недаром эту песню спел, 1990) и др. Наиболее полно творческое наследие М. представлено в двухтомнике «Çырнисен пуххи» (Собрание сочинений, 2004, 2005). Брат П.Е. Митты.
Его именем названа школа в г. Новочебоксарск, в Чебоксарах на доме, где он жил (ул. К. Маркса, 26), установлена мемориальная доска.
Автор: Г.Ф. Юмарт.