«КАЙ, КАЙ ИВАНА» (Выйди, выйди за Ивана) – известное произведение В.П. Воробьёва для хора а капелла на стихи Н.Т. Васянки. Впервые исполнено на 3-м Этнографическом концерте 25 марта 1928, партитура издана в журнале «Сунтал» (1930, № 3). Композитор использовал фольклорную запись песни «Кай, кай Хусана» из д. Сугайкасы Канаш. р-на, предоставленную ему Т.П. Парамоновым. Фольклорный сюжет состоял из двух диалогов: в первом девушка упрекает возлюбленного за то, что он не едет в Казань за подарками, во втором она отвергает богатых женихов, предлагаемых ей матерью, предпочитая любимого Хведера. Поэт Н.Т. Васянка выстроил новый сюжет, основанный на диалоге девушки с матерью, уговаривающей дочь выйти за деревен. богача Ивана. Девушка, поддерживаемая односельчанами, выбирает «комсомольца Хведера».
В.П. Воробьёв сохранил фольклорный напев, к-рый привлёк его полнотой и простотой выражения народного музыкал. стиля. Мелодич. линия представляет собой нисхождение по пентатонному звукоряду без единого скачка (шире терции интервалов нет) с простыми, как бы убеждающими повторениями опорных тонов в концовках строк.
Композитор несколько замедлил темп и превратил шуточ. бытовую лирич. песенку в массовую сцену, где участие хора символизирует единодушную поддержку народом выбора девушки. Принцип диалогичности воплотился в чередовании двух фактурно-динамических вариантов (в нечётных куплетах мелодия исполняется женскими, в чётных – мужскими голосами). В историю хоровой культуры «К., к. И.» вошла как одна из самых популяр. и любимых слушателями молодёж. песен; нередко она используется и как танцевал. песня. В 1937 М.В. Коваль на основе варианта Воробьёва – Васянки создал обработку «К., к. И.», вошедшую в его сюиту «Семья народов» для хора а капелла. В 1938 Г.В. Воробьёвым написан фортепиан. аккомпанемент к хору «К., к. И.», а также инструментал. вариант (2-я часть сюиты «Пять чувашских народных песен для балалайки с фортепиано»).
Автор: М.Г. Кондратьев.