АВАНГАРДИЗМ (от франц. avant-garde, от avant – передовой и garde – отряд) – условное наименование художественно-литературных движений, концепций, идей, творчества отдельных мастеров 20 в., для к-рых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися академическими принципами и традициями, поиски новых средств выражения и содержания произведений. Новации А. часто основаны на последних достижениях науки и техники. В рус. художествен. критике термин А. впервые применил А. Бенуа. «Классический» русский авангард нач. 20 в. с небывалой смелостью поставил и решил новые художествен. задачи, рождённые эпохой. Его достижения признаны в мировой культуре. В СССР под А. подразумевалось неофициал. искусство, произведения по идеологич. установкам не издавались, не исполнялись, не допускались на выставки Союза художников и т.п.
В чуваш. художествен. литературе можно проследить нек-рые слабо выраженные тенденции использования поэтики А. у отдельных авторов. Более всего они проявлялись в таком литератур. роде, как поэзия. Каких-л. особых направлений и течений А., к-рые бурно развивались в рус. литературе на рубеже 19–20 вв., здесь не сложилось. Реформатор чуваш. стихотвор. языка в формальном и семантическом отношении М.К. Сеспель отчасти использовал опыт рус. символизма, футуризма и может считаться предтечей чуваш. имажинизма. Сеспелев. школа чуваш. поэзии, к-рая образовалась в 20–30-е гг. 20 в., с учётом открытий поэтов, вышедших из рус. поэтич. А. (С.А. Есенин, В.В. Маяковский и др.), и новаторства Сеспеля, в какой-то степени апробировала нек-рые аспекты творческой практики А. Система образов, звуковой строй стиха, ритмика и строфика, по сравнению с дореволюцион. чуваш. словесностью, кардинально изменились. П.П. Хузангай, В.Е. Митта, В.Е. Рзай в стихах раннего периода выстраивали образ своего лирич. героя, а иногда и своё поведение в литератур. быту, по образцу футуристов и имажинистов. Такие поэты, как Г.Т. Алендей, И.В. Викторов, И.П. Думилин, А.Т. Петтоки, отвергая крестьян. (традицион.) уклад жизни, воспевали машинность, ритм и «шумы» городской жизни, в чём можно видеть отголоски футуристич. установок. В нек-рой степени это было связано с официал. идеологич. позицией на выработку чуваш. революцион. литератур. языка. В рассказах И.Е. Тхти 20–30-х гг. 20 в. А. проявляется иногда в форме абсурдных ситуаций и алогичного повествования, весьма близких к прозе обэриутов (А.И. Введенский, Д.И. Хармс и др.), но они органично связаны с чуваш. народ. иронич. мировосприятием. В 30-е гг. (П.П. Хузангай, И.Н. Ивник) и позднее, в 70-е гг. 20 в. (А.В. Аттил), в чуваш. поэзии можно заметить нек-рые мотивы и интонации Б.Л.Пастернака. В кон. 50–60-х гг. 20 в. традицию рус. художественно-поэтич. А. по-своему переосмыслил и продолжил Г.Н. Айги (в основ. в стихах, написан. на рус. языке). Нек-рое влияние франц. поэтич. А., или, скорее, франц. модернистской поэзии в 70-е гг. ощутимо в поэзии Н.А. Теветкеля, а также в творческой практике Г.Н. Айги, к-рый в 1968 опубликовал антологию «Франци поэчĕсем» (Поэты Франции). В сер. 1980-х гг. проза и драматургия Б.Б. Чиндыкова продемонстрировала возможность постмодернист. восприятия инонационал. А. на чуваш. почве. Сдвиг поэтич. слова в звуковом и морфологич. планах с этнофутуристич. интонациями является основой А. в поэтич. творчестве М.Ф. Карягиной. В целом, в современ. чуваш. литературе опыт мирового и росс. А. освоен слабо.
В профессионал. изобразит. искусстве проявление тенденций А. в совет. время было эпизодичным. Такие художники, как Ю.А. Зайцев и А.А. Кокель в 1930-е, А.И. Миттов – в 1960-е гг. использовали в нек-рых работах элементы абстракционизма и лучизма, но это не стало определяющим в их творчестве. Новые веяния в чуваш. искусство проникли в 1970–80-е гг. и отразились, глав. обр., в станковой живописи художников-монументалистов и прикладников – В.П. Петрова (Праски Витти), А.А. Силова. К А. можно отнести и творчество П.В. Петрова, работающего в духе росс. художников философско-метафизич. направления (Э.А. Штейнберг). С кон. 1980-х гг. произведения А. стали появляться на выставках. Впервые в Чебоксарах авангард. искусство было представлено в рамках 1-й Молодёжной выставки современ. искусства в Чуваш. государствен. художествен. музее (1988). На ней были показаны произведения, выполненные в стиле абстракционизма, кубизма, сюрреализма, а также объекты и инсталляции. В последующие годы предпочтение отдавалось сюрреализму и соц-арту, однако эти направления не определяют картину художествен. жизни республики. Большое влияние на молодых художников Чувашии оказали в 1980–90-х гг. живописцы группы «Чёрный пруд» из Нижнего Новгорода с их установкой на интеллектуальную, ироническую игру смыслами, выразительные возможности цвета и фактуры живописи. Постмодернист. искания наиболее полное отражение нашли в творчестве И.А. Улангина, А.С. Сафина. В кон. 20 в. наиболее яркой и своеобразной стала линия этнофутуризма, в к-рой работают С.Н. Михайлов (Юхтар), Г.Г. Фомиряков в живописи, Н.М. Балтаев, отчасти Ф.И. Мадуров, В.П. Нагорнов, П.С. Пупин – в скульптуре. В их творческих исканиях сильны архаизирующие тенденции. Другую линию искусства, опирающ. на формал. поиски и эстетику живописи нач. 20 в., представляют художники Е.М. Есин, Е.А. Никифорова, О.Н. Польдяев и Е.С. Поляков. С сер. 1990-х гг. в Чебоксарах активно выступает группа художников, в состав к-рой в разное время входили А. Сорокин, В. Ишутов, С. Чернов, А. Курушин, В. Панфилов и др. Их живопис. и графич. работы и объекты интересны «безыскусственностью», асоциальны, демонстративно замкнуты в рамках собственного духовного мира (выставки «Синтетический мир», «Я» и др.). Концептуализм нашёл своё яркое выражение в произведениях П.В. Бритвина, воплотившего свои идеи в текстовом и графич. варианте на выставках, организован. в Центре современ. искусства (2004). Росс. и зарубеж. авангард. искусство было широко представлено на крупных выставках «Мир этих глаз-1» (1994), «Мир этих глаз-2. Г. Айги и его художественное окружение» (1997), «Белая Чувашия» (2000), а также в рамках программы «Чебоксары – культурная столица Поволжья» (2003).
В музыкал. искусство Чувашии тенденции А. проникали в виде освоения отдельных приёмов и средств композиции, выводящих за рамки традицион. выразител. средств классико-романтич. стиля. Таковыми стали в 1936–37 эпизоды политональности у Г.В. Воробьёва, подобные опытам Д. Мийо, А. Онеггера, П. Хиндемита и др. В 1970-х гг. в творчестве М.А. Алексеева наблюдаются попытки сочетания национально окрашенной пентатон. интонационности с атональным контекстом в цикле «48 полифонических образов». В 1980-х гг. в хоровых сочинениях А.Г. Васильева получили удачное претворение приёмы алеаторики и сонорики, сочетающиеся с эстетикой неофольклоризма. Ему же принадлежат опыты создания музыки на основе 12-ступенной серии («Аллегро модерато» для фагота и фортепиано), эксперименты в области ритма (пьеса «В ритмах анатри» для фортепиано). В творчестве композиторов следующего поколения (Ю.П. Григорьев, Н.Н. Казаков, Л.Л. Быренкова, Л.В. Чекушкина и др.) техника композиции музыкал. А. используется наряду с традиционной.
Автор: А.П. Хузангай, А.И. Мордвинова, М.Г. Кондратьев.