Место рождения: г. Пенза
ИЛЬМИНСКИЙ Николай Иванович (23.4.1822, г. Пенза – 27.12.1891, г. Казань) – просветитель-миссионер, первый в России тюрколог-лингвист, арабист, профессор (1863), член-корреспондент Император. Санкт-Петербург. академии наук (1870). Окончил Пензен. духовную семинарию (1842), Казан. духовную академию (1846). С 1846 преподавал араб., турец. и татар. языки, естествен. науки и историю философии в Казан. духовной академии. В 1847 ему присвоена степень бакалавра и магистра. В 1851–54 командирован в араб. страны для усовершенствования знания языка. В Каире, Палестине и Сирии занимался изучением Корана, религиозно-богослов. литературы, общался с мест. учёными. В 1854–58 преподавал восточ. языки на противомусульман. (миссионер.) отделении Казан. духовной академии. Из-за расхождений во взглядах с руководством этого учеб. заведения оставил службу в нём. С 1858 – переводчик Оренбург. погранич. комиссии, где занимался изучением киргиз. (казах.) языка.
После возобновления в 1861 преподавания восточ. языков в Казан. университете И. получил приглашение на кафедру турецко-татар. наречий (с 1863 – профессор этой кафедры) и вновь стал преподавать восточ. языки в Казан. духовной академии. По инициативе И. в 1863 открыта Казан. централ. крещенотатар. школа, в 1872 – Казан. инород. учител. семинария, директором к-рой он стал. Одновременно возглавлял Перевод. комиссию при Братстве св. Гурия.
Как тюрколог-лингвист И. получил известность изданием средневековых тюрк. памятников араб. письма: «Бабур-наме, или записки султана Бабура» (1857), «Кысас ал-Анбия (Сказание о пророках)» Рабгузи (1859), исследованием грамматич. строя казах. языка («Материалы к изучению киргизского (казахского) наречия», 1860–61), чагатайского спряжения. Был основным автором и редактором «Грамматики алтайского языка» (1869), к-рая определила подходы к описанию грамматич. структуры и др. тюрк. языков. Поддерживал теорию булгаро-чуваш. этноязыковой преемственности. В 1881 И. было предложено баллотироваться в Петербург. академию наук в качестве действител. члена по ориенталистике, от чего он отказался, рекомендуя вместо себя тюрколога В.В. Радлова, к-рый и был избран в 1884.
И. был увлечён идеей миссионерства в рамках христиан. просвещения, выработал свою систему образования и воспитания для нерус. народов Поволжья, к-рая включала изучение родного языка, перевод церковно-богослужеб. текстов, книг Священ. Писания и нравствен. содержания на национал. языки, открытие «инородческих школ» и др. Его миссионерско-просветител. система получила широкое распространение в Казан., Уфим., Самар., Вят., Симбир. и Оренбург. губерниях и закреплена российским правительством 26 марта 1870 в правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». И. был идейным вдохновителем и духов. наставником И.Я. Яковлева.
Соч.: Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка. Казань, 1862; О фонетических соотношениях между чувашским и тюркскими языками // Известия Императорского Археологического общества. Т.5. СПб., 1865; Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. Казань, 1885; Переписка о чувашских изданиях Переводческой комиссии. Казань, 1890.
Лит.: Победоносцев К.П. Н.И. Ильминский. СПб., 1892 (отд. оттиск из журнала «Русский вестник». 1892. Февр.); Яковлев И.Я. Мой учитель Николай Иванович Ильминский // Моя жизнь. Воспоминания. М., 1997.
Автор: А.П. Хузангай.
Лит.: Лит.: Победоносцев К.П. Н.И. Ильминский. СПб., 1892 (отд. оттиск из журнала «Русский вестник». 1892. Февр.); Яковлев И.Я. Мой учитель Николай Иванович Ильминский // Моя жизнь. Воспоминания. М., 1997.