АВИАСТРОЕНИЕ В ЧУВАШИИ – отрасль промышленности, действовавшая в годы Вел. Отечеств. войны 1941–45 в г. Шумерля и пос. Козловка (ныне – город). Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июля 1941 Шумерлин. деревообрабатывающий комбинат и Козлов. завод строительных деталей были переданы в состав 2-го управления Народ. комиссариата авиацион. промышленности. Их реорганизовали соответственно в авиацион. заводы № 471 и № 494. В Шумерле предприятие возглавил генеральный конструктор планера Г-11 В.К. Грибовский, в Козловке – Н.И. Чеблуков. В течение лета и в начале осени на заводы поступили металлорежущие станки, кузнеч. прессы и др. механизмы из эвакуирован. р-нов запад. областей СССР. В 1942 заводы наладили ритмичное производство бесшумных летательных аппаратов, в Шумерле их выпустили 127. Планеры Г-11, а также последующей модификации В.К. Грибовского Г-21 участвовали в переброске антифриза в количестве 100 т перед танковым наступлением под Сталинградом. В 1943 188 планеров участвовали в переброске 470 бойцов и 215 т боевого груза в партизан. отряды Белоруссии. Планеры участвовали во многих боевых операциях совет. авиации. В 1943 авиацион. заводам №471 и №494 поставили задачу по выпуску самолётов ПО-2 (У-2), ЯК-6. Предприятия быстро освоили выпуск этих бипланов. На заводах ударно трудились фронтовые бригады. За годы войны в Шумерле выпущено 1130 самолётов ПО-2. ЯК-6 снят с производства в 1943. Строительство самолётов продолжалось вплоть до 1948.
Автор: В.М. Шишкин.
Лит.: Клементьев В.Н. Козловка. Исторический очерк. Ч., 1997; Серов А.М. Шумерля. Краткий очерк истории города. Ч., 1979.