Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ДУБ (Quercus), юман – род деревьев и, реже, кустарников семейства буковых. Включает ок. 200 видов. В Чувашии распространён Д. черешчатый, или обыкновенный (Q. robur). На открытом пространстве Д. образует могучий ствол и широкую крону. До 20–30 лет характеризуется гладкой серой корой, к-рая впоследствии становится трещиноватой. Листья очерёдные, неправильнолопастные, длиной ок. 12 см, с коротким черешком и кожистой листовой пластинкой. Цветёт во время распускания листьев, из пазух к-рых вырастают рыхлые мужские серёжки. Женские цветки располагаются по 2–3 на прямых цветоносах длиной 1–3 см. Плод Д. – жёлудь, размером 1,5–2,5 см, в основании окружён плюской – чашевидным бугорчатым образованием. В жёлуде развивается лишь одно семя, зародыш к-рого имеет семядоли, богатые крахмалом. Д. живёт до 400–500 лет, отдельные деревья – до 1000 лет. На Парижской выставке 1900 демонстрировался дубовый кряж из 485-летнего дерева, выросшего в Присур. лесном массиве.

В лесах Чуваш. Респ. выявлены 2 резко различающиеся фенологические формы Д. по срокам сбрасывания листьев: рано листосбрасывающая и поздно листосбрасывающая. В Чувашии дерево образует или чисто дубовые леса, или чаще в смеси с липой, клёном, вязом. Поражается ложным дубовым и серно-жёлтым трутовиками, листья – грибком микросфера Д. Отдельные деревья Д. в Чувашии объявлены памятником природы (в окрестностях с. Ильинка Моргауш. р-на).

Древесина Д. используется в строительстве, мебельном производстве, для изготовления клёпки и бондар. утвари (бочки, кадки, чаны), транспорт. средств (колёса, телеги, сани). Кора применяется при дублении кож, из желудей изготовляют суррогат кофе. В мифопоэтич. текстах Д. – традицион. символ мужественности, крепости, силы духа, олицетворение отчего дома, Отчизны и чуваш. народа. В народ. песнях образ Д. является выразителем родового предка по муж. линии – отца, деда, прадеда, прародителя, в нём интегрируются признаки «свой, родной» (кровный родственник), «старший» (муж. рода): юман-атте «дуб – мой батюшка». В религиоз. практике представлялся в качестве мифологич. образа Мирового Древа, считался его реальным земным воплощением и служил в качестве родового жертвен. дерева (чÿк йывăççи, Киремет йывăççи), сакрал. центра общеродовой и общеплемен. территории. Расположен. в центре родового святилища (Киремет карти) Д., согласно религиоз. воззрениям чувашей, выполнял функцию своеобраз. ретранслятора между людьми и высшими си­лами, владеющими тремя ярусами ми­ро­здания, их заместителями и помощниками. Ок. Д. на жертвеннике совершались обществен. и частные жерт­во­приношения, оглашались молитво­словия. Сакральная, «божественная» природа Д. поддерживалась запретом культивировать его и поверьем, что посадивший Д. умрёт, когда ствол саженца достигнет толщины шеи этого человека.

Автор: Л.П. Теплова, Н.И. Егоров.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство