Место рождения: д. Систеби Урмар. р-на
Звания и награды: Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР, заслуженный деятель искусств Росс. Фед.
АЛЕКСЕЕВ Михаил Алексеевич (20.3.1933, д. Систеби Урмар. р-на – 18.11.1996, Москва) – композитор, дирижёр. Окончил Моск. государствен. консерваторию (1957, класс скрипки профессора М.С.Козолупова), Казан. государствен. консерваторию (1961, класс композиции профессора А.С. Лемана), аспирантуру (1964, там же, по двум специальностям: композиция – А.С. Леман, симфоническое дирижирование – профессор И.Э. Шерман). Член Союза композиторов СССР (1962). В 1967–96 жил в Москве.
Основ. место в творчестве А. занимают произведения инструментал. жанров. Автор 5 симфоний, среди к-рых 2-я симфония «Чăвашла» (1964), получившая высокую оценку в регионе в исполнении оркестра Горьков. государствен. филармонии под управлением автора. Образы 5-й симфонии «Кужар» (имеет подзаголовок: «Старинное чувашское народное празднество в музыкально-оркестровом воплощении») навеяны народ. культурой. Исполнительский состав трёх других симфоний: «За мир» (1961), «Симфонии села» (1971), «Поёт птица времени» (1977) – включает хор. Признаки кантатно-ораториал. жанра имеет и поэма «Породнение» для хора и симфонич. оркестра (1976). Ощутимо тяготение композитора к концерту, оригинальному претворению феномена концертности в синтетич. жанрах. Перу А. принадлежат первый в чуваш. музыке концерт для оркестра – «Чувашское каприччио» (1962), Чувашский концерт-симфония для гобоя с оркестром (1968), Симфония-концерт для скрипки, фортепиано и оркестра (1985). Черты концертности присущи симфонич. поэмам «Причуды» и «Сельские эскизы» (обе – 1969). Значительное внимание А. уделял камерно-инструментал. музыке. Среди его произведений струнные квартеты, сонатные циклы для скрипки и виолончели соло, оригинальный по замыслу макроцикл «Чувашские мелодии», включающий сонаты для флейты, гобоя, кларнета, фагота с фортепиано и Квинтет для деревянных духовых и фортепиано (1963–77). В фортепиан. музыке А. центральное место занимают полифонич. циклы: «48 полифонических образов» (1979), своеобразно претворяющие черты программности через раскрытие идеи-подзаголовка «Старая и новая вехи бытия», шесть тетрадей цикла «Аюях». Сквозь призму инструментализма и концертности А. рассматривает и жанры хоровой музыки, что проявляется в фундаментал. сочинениях – оратории «Самана» (1981), объединяющей семь хоровых поэм, Концерте для хора a cappella «Картины старинных свадебных обрядов» (1982). Единствен. музыкально-сценич. произведением в наследии композитора остался балет «Улине» (1960) – первый образец данного жанра в национал. музыке.
А. вошёл в историю чуваш. музыки как представитель национально-инновацион. стиля. В его творчестве пересматривается сложившееся в 1950–60-х гг. охранительно-статичное отношение к фольклору. Фольклорная интонация активно вовлекается в музыкально-языковое экспериментирование, осуществляемое композитором в русле авангардных стилевых тенденций отечествен. музыки 2-й пол. 20 в. Образный строй его музыки подчёркнуто сдержан, своеобразно и органично сочетает ироничность и поэзию, аскетичность самоограничения и интеллектуализм игры. Детальная проработка всех компонентов музыкал. ткани, серьёзность полифонич. исканий, точный расчёт на темброво-акустич. качества инструмента и голоса, стремление к отточенности формы характеризуют творческую манеру А., претерпевшую за четыре десятилетия композитор. деятельности значительную эволюцию.
Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1980), заслуженный деятель искусств Росс. Фед. (1995).
Автор: И.В. Данилова.
Лит.: Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. Ч., 1982; Полежаев А.В. Композитор Михаил Алексеев. ВААП, 1987.