СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn «вместе», harmonia «созвучие») чувашского языка – морфонологическое явление, заключающееся в единообразном оформлении слова в отношении его звукового состава, чаще гласных (вокализм), иногда и согласных (консонантизм). В чуваш. языкознании определяется как основной закон чуваш. фонетики (Н.И. Ашмарин, В.Г. Егоров, В.И. Котлеев и др.).
С., как правило, характерен для агглютинатив. языков (см. Агглютинация), обеспечивает цельность и, вместе с ударением, отдельность слова.
С. чуваш. языка во многом отличается от С. др. тюрк. языков, что обусловлено спецификой структуры фонем в чуваш. языке, на к-рую С. в свою очередь также влияет.
В чуваш. языке принято выделять слоговой С.: гласные и согласные в слоге однотипны по ряду, т.е. совпадают по мягкости или твёрдости. Вследствие С. в слове корневая и аффиксальные морфемы должны содержать только мягкие или только твёрдые слоги. Т.к. в структуре слова корень является доминирующим (независимым) компонентом, а аффиксы зависимыми, в чуваш. словообразовании и словоизменении представлены парные мягкие и твёрдые варианты аффиксов: кур-ăтт-ăм-ăр «мы бы видели», пĕл-ĕтт-ĕм-ĕр «мы бы знали». В морфемах и формах слова гласные должны быть созвучны: либо только заднерядные (а, ă, у, ы), либо только переднерядные (э, ĕ, ÿ, и). Это – палатальный С., гармония гласных по фонологическому признаку ряда. Встречается в виде частного проявления и губная гармония – лабиальный С. (напр., в урмар. говоре сред. диалекта).
В чуваш. языке (литератур. язык с диалектами) довольно распространёнными явлениями выступают сингармонические варианты и сингармонические параллелизмы (иногда с нек-рым различением значения): сахат ~ сехет «час» ~ «часы», ахăлтат ~ ихĕлтет «хохотать» ~ «хихикать». Встречаются и сингармонические цепочки: пут’ак ~ пыт’ак ~ пот’ак ~ путек ~ пÿтек ~ питек «ягнёнок».
Хотя в чуваш. языке С. в основном сохраняется, распространены случаи его нарушения: в сложных и парных словах (кĕркунне «осень»); в результате давних фонетич. процессов (атте «отец», анне «мать»); при отсутствии парности аффиксов (в литератур. языке один фонетич. вариант аффикса множествен. числа -сем, в верховом диалекте есть также -сам); при одновариантности служеб. слов и частиц; в заимствованных словах.
Соч.: Егоров В.Г. Закон гармонии гласных в чувашском языке // Научно-педагогический сборник Восточного института. IV. Казань, 1928; Черкасский М.А. Тюркский вокализм и сингармонизм. М., 1965; Котлеев В.И. Чăваш чĕлхин сасă тытăмĕ. Ш., 1981; Яковлев П.Я. Чăваш фонетики. Ш., 2001.
Автор: А.П. Хузангай.