ПЛАКАТ (нем. Plakat от франц. placard – объявление, афиша, от plaquer – налеплять, прилеплять) – одна из разновидностей графики, известная со 2-й пол. 19 в. как вид торговой и театральной рекламы, самый распространённый вид рекламного и агитационно-массового искусства. К П. относятся также театрал., концертные и киноафиши. В искусстве П. используются метафоры, широко извест. символы, обобщение и упрощение предметов, наложение одних сюжетов на другие, многочислен. вариации цветов, фотомонтаж или коллаж. Важное значение имеет выбор размера и типа шрифта. Активно используются возможности компьютер. графики.
Зарождение чуваш. П. относится к послереволюцион. годам. Вместе с карикатурой он содействовал политич. воспитанию трудящихся масс. Первые П. на чуваш. языке, наряду с листовками, газетами и книгами, печатались в городах Казань и Симбирск. С образованием Чуваш. автоном. обл. издател. дело сосредоточилось в Чебоксарах. П. тех лет посвящены борьбе с голодом, разрухой, неграмотностью и трахомой (художники М.С. Спиридонов, А.М. Сорокин и др.). К кон. 1920-х гг. тематика значительно расширилась. Заметно повысилось качество П., издаваемых Чуваш. филиалом Ассоциации художников России. Особая страница в развитии П. – годы Вел. Отечеств. войны 1941–45. По примеру художников и поэтов Москвы, выпускавших «Окна ТАСС», в Чебоксарах издавались «Агит-окна». В составе творч. бригады, руководимой извест. совет. графиком Г.А. Ечеистовым, были московские, прибалтийские и чуваш. художники: Л.А. Жолткевич, Э.Я. Адамсон, М.С. Спиридонов, Н.Д. Мохов, Г.Л. Руднев и др. Стихи для «Агит-окон» писали В.И. Алатырцев, С.А. Шавлы, А.Д. Калган, А.А. Эсхель и др. Каждый номер состоял из четырёх композиций. Ежемесячно выпускалось по 3 номера. Тематика была самой разнообразной – героич. борьба Красной Армии с фашистами, самоотвержен. труд совет. людей в тылу, сбор тёплых вещей для воинов-фронтовиков, массовое донорство, противовоздуш. оборона и т.д. В годы войны в жанре П. начал работать выпускник Алатыр. художественно-гравёр. школы П.В. Сизов. Расцвет этого искусства связан с именем О.И. Филиппова, произведения к-рого пронизаны пафосом патриотич. порыва. Он чаще всего использовал приём крупного плана, подчёркивая энергию и уверенность героев П. в своих силах, создавал и сатирич. П. Заметный след в развитии чуваш. сатирич. П. оставил В.Е. Емельянов. Выразител. плакатными листами отмечено творчество Э.М. Юрьева и В.И. Игнатьева. Больших успехов в этом виде искусства достиг Ю.Н. Николаев, произведения к-рого многогранны по тематике: борьба за мир, дружба народов, бережное отношение к природе и т.д.
Автор: Ю.В. Викторов.