АГИТАЦИОННОЕ ИСКУССТВО – одна из форм массового идейного и эстетического воздействия, традиционно выражавшаяся в красочном оформлении площадей и улиц, проведении празднеств, шествий, демонстраций, создании триумфальных и мемориальных сооружений. Наибольшее развитие А. и. в отечествен. культуре получило после Октябрьской революции, когда впервые приобрело комплекс. характер, включив в себя такие агитационно-массовые виды искусства, как плакат, монументал. скульптура, оформител. искусство и т. д.
Первое знакомство жителей Чувашии с А. и. состоялось весной – летом 1919 при встрече агитпоезда «Октябрьская революция» и агитпарохода «Красная звезда». Зимой 1920 в Алатыре, весной 1921 в Чебоксарах были разыграны костюмирован. инсценировки на тему народ. борьбы под предводительством Степана Разина, сопровождавшиеся митингами, демонстрациями и массовыми театрализован. действами. В те же годы небольшой коллектив чуваш. художников (К.М. Васильев, П.Е. Мартенс, Г.Я. Поляков, Л.И. Полякова, Г.С. Спиридонов) под руководством М.С. Спиридонова занимался оформлением Чебоксар к революцион. праздникам. Объектами монументал. пропаганды в республике были: обелиски на братских могилах борцов за установление и упрочение совет. власти (1920-е гг.), памятник Степану Разину (1921), памятник-трибуна в ознаменование образования ЧАО (1924), книжный магазин-трибуна в Чебоксарах (1925), бюст и памятник В.И. Ленину (1930) и др. (см. Монументальная пропаганда).
Особый расцвет получил политич. плакат и такая агитацион. форма искусства, как «Плакатный вестник Чувашского отделения РОСТА». В октябре 1941 в Чувашии организуется выпуск «Окон ТАСС». В Чебоксарах и р-нах республики выходят также «Агит-окна», к-рые создаёт бригада эвакуирован. художников под руководством Г.А. Ечеистова. Стихи для «Агит-окон» пишут В.И. Алатырцев, А.Д. Калган, С.А. Шавлы, А.А. Эсхель. В 1942–43 в Алатыре работал Агитационно-массовый кукольный театр «Огонёк». В 1960 – 70-е гг. Союз художников Чувашии организует выпуск ежемесяч. агитационно-политич. плакатов (см. Плакат). Значител. вклад в преобразование внешнего облика столицы республики средствами агитацион. искусства внёс Э.М. Юрьев. Большой популярностью у населения Чебоксар в 1970-е гг. пользовались празднич. звуковые светодинамич. панно на фасаде здания Главпочтамта. Со временем мобилизующее воздействие А. и. первого послереволюцион. десятилетия и периода первых пятилеток переходит в спокойную фазу нагляд. агитации.
Автор: И.К. Кугураков.