Место рождения: д. Ходяково Ядрин. у. (ныне Аликов. р-на)
Звания и награды: Заслуженный артист Чуваш. АССР, народный артист Чуваш. АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР.
МАРКОВ Борис Семёнович [7.3.1924, д. Ходяково Ядрин. у. (ныне Аликов. р-на) – 25.3.1977, Москва, похоронен в Чебоксарах] – актёр, режиссёр, педагог, основатель музыкал. театра в Чувашии. Участник Вел. Отечеств. войны (1942–45). С 1938 учился в Чебоксар. педагогич. училище, где освоил игру на скрипке, гитаре, мандолине, балалайке, исполнял заглав. роли на любител. сцене. В 1947 окончил Чуваш. студию ГИТИСа, куда был принят сразу на 3-й курс (руководитель М.М. Тарханов). В 1947–54 – актёр Чуваш. государствен. академич. драматич. театра. Сыграл ок. 50 ролей, среди к-рых Фамусов («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1947), Городничий («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1948), Курочкин («Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова, 1950) и др.
В 1954–59 учился на режиссёр. факультете ГИТИСа (руководители – Л.В. Баратов, А.Д. Попов). Его диплом. спектакли – «Барабанщица» А.Д. Салынского в Рус. драматич. театре в Чебоксарах (1958) и «Сильва» И. Кальмана в Новосибир. театре оперы и балета (1959) – привлекли внимание яркой театрал. культурой, образностью, выразител. сценич. средствами.
Инициативность и творческий энтузиазм проявились и в организацион. деятельности М., когда он принял предложение правительства Чувашии создать и возглавить новый театр в Чебоксарах. В создан. в 1959 на базе Чуваш. государствен. академич. драматич. театра и Чуваш. государствен. филармонии (симфонич. оркестр и солисты) Чуваш. государствен. музыкально-драматич. театре М. стал глав. режиссёром. Он сформировал новую труппу, используя студийную форму подготовки недостающих кадров певцов и танцовщиков. Одновременно ему удалось сохранить и собственно драматич. коллектив.
М. – режиссёр первой чуваш. оперы – «Шывармань» Ф.С. Васильева (1960). Событием в культур. жизни Чувашии стала постановка оперы «Чапай» Б.А. Мокроусова (1961), в ней раскрылись качества его режиссёр. почерка: гражданственность, психологическая разработка каждого образа, мастерское владение пространством (мизансцены, массовые сцены и др.), умелая работа с начинающими чуваш. опер. солистами.
На сцене Чуваш. государствен. музыкально-драматич. театра (с 1968 – музыкал. театр) М. поставил свыше 30 опер, оперетт, музыкал. комедий, из к-рых наиболее значительны: «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1961), «Хамăръял» (Земляки) Ф.С. Васильева (1962), «Прерванный вальс», «Сердце поэта» А.В. Асламаса (1963), «Сильва» И. Кальмана (1964), «Нарспи» Г.Я. Хирбю (1967; спектакль удостоен Государствен. премии Чуваш. АССР), «Кармен» Ж. Бизе (1972) и др. Опер. постановки М. отличались новаторскими тенденциями.
В 1967–72 М. режиссёр в Большом театре Союза ССР (на сцене Кремлёв. дворца съездов), осуществил ряд постановок на Всесоюз. радио, руководил студенч. группой музыкал. режиссуры в ГИТИСе. Его ученики работали в Мосэстраде, Моск. театре оперетты, Моск. камер. опер. театре, Моск. цыган. театре, театрах Одессы и Петрозаводска. В последние годы жизни работал в Мин-ве культуры РСФСР. Брат А.С. Канюковой, А.С. Маркова.
Заслуженный артист Чуваш. АССР (1953), народный артист Чуваш. АССР (1961), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), народный артист РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии Чуваш. АССР им. К.В. Иванова (1969). Награждён орденом «Знак Почёта», медалями. Его именем названа улица в Чебоксарах, на доме, где он жил (пр. Ленина, 14), установлена мемориальная доска.
Соч.: Рождение Музыкального театра в Чувашии. Ч., 1965; Мой театр. Ч., 1994.
Автор: П.В. Романов, М.Г. Кондратьев.
Лит.: Романов П. В. Студийцы. Ч., 1982; Канюкова А.С., Марков А.С. Жизнь, отданная театру. Ч., 1999; Заломнов П.Д. Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены. Ч., 2002.