Место рождения: с. Байгулово Чебоксар. у. (ныне Козлов. р-на)
Звания и награды: Заслуженная артистка Чуваш. АССР, народная артистка Чуваш. АССР, заслуженная артистка РСФСР. Награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью.
ЫРЗЕМ (псевд., девичья фам. Шестипалова, по мужу Тихонова) Ольга Ивановна [24.6.1892, с. Байгулово Чебоксар. у. (ныне Козлов. р-на) – 3.8.1979, Чебоксары] – актриса. Специал. театрал. образования не имела. Училась в Казан. педагогич. институте (1917–20). Работала актрисой в ЧГАДТ (1918–20, 1922–78). Обладала умением передать поэтичность натуры, задушевность героини. Дебютировала в роли Груши [«Ху пурăнас тенĕ пек ан пурăн» (Не так живи, как хочется) А.Н. Островского, 1918], через 50 лет в этой же пьесе исполнила роль Степаниды (1968). Значител. роли, принёсшие успех и выявившие драматич. дарование актрисы: Глаша [«Ĕç тупайман çынсем» (Безработные) С.Н. Белой, 1918], Лидия [«Кречинский туйĕ» (Свадьба Кречинского) А.В. Сухово-Кобылина, 1918, 1921], Бланка [«Король сухалне хыракан» (Королевский брадобрей) А.В. Луначарского, 1919, 1922], Агафья Тихоновна [«Авлану» (Женитьба) Н.В. Гоголя, 1919, 1921], Анжелика и Клодина («Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, 1919, 1936), Луиза [«Хаярлăхпа юрату» (Коварство и любовь) Ф. Шиллера, 1920, 1922, 1932] и др. В репертуаре Ы. немало образов из пьес А.Н. Островского: Любовь Гордеевна (1937) и Пелагея Егоровна (1938) [«Чухăнлăх кăлтăк мар» (Бедность не порок)], Кармина Нина Александровна [«Белугин авланни» (Женитьба Белугина), 1940 и 1946], Галчиха [«Айăпсăр айăплисем» (Без вины виноватые), 1948], Ефросинья Потаповна [«Парне-сĕр хĕр» (Бесприданница), 1965] и др.
С 1940-х гг. в актёрской палитре Ы. лирические и поэтические образы отошли на второй план, это заметно в ролях Бабушки Веры [«Çамрăк гварди» (Молодая гвардия) по А.А. Фадееву, 1947], Лидии Михайловны («Золушка» В.Е. Ардова, 1941), Бабушки миллионера Симбирцева [«Пăшаллă çын» (Человек с ружьём) Н.Ф. Погодина, 1947], Акулины Ивановны [«Мещенсем» (Мещане) М. Горького, 1956], Старухи [«Тĕттĕмлĕх тытăмĕ» (Власть тьмы) Л.Н. Толстого, 1967], Дамы [«Вуниккĕмĕш каç» (Двенадцатая ночь) У. Шекспира, 1970]. Большое место в репертуаре Ы. занимали образы чуваш. женщин из пьес М.Ф. Акимова-Аруя, Н.Ф. Мраньки, П.Н. Осипова, Ф.П. Павлова, Н.С. Айзмана, С.Ф. Фомина, М.Ф. Юрьева, И.С. Максимова-Кошкинского и др. драматургов. Особую группу в творчестве актрисы составляют образы женщин, к-рые воплотились в некоем обобщённом образе Матери: рус. мать Мавра [«Çĕр» (Земля) Н.Е. Вирты, 1939], Екатерина Ивановна [«Амăшĕ» (Мать) А.Н. Афиногенова, 1968], татар. мать Хэмдии [«Вăрттăн кĕвĕ» (Таинственная мелодия) Р.Ф. Ишмуратова, 1960], болгар. мать [«Нонка юратăвĕ» (Нонкина любовь) Г.Т. Терентьева по повести И. Петрова, 1964], глубоко трагический образ китайской женщины, ставшей воплощением мужества материн. любви [«Тăвăл» (Ураган) Цао Юй, 1958], африкан. мать Ханна Сварц [«Аслати сукмакĕпе» (Тропою грома) К. Мюфке по роману П. Абрахамса, 1954]. С наибольшей полнотой эта тема реализовалась в ролях чуваш. матерей: Елюк [«Ялта» (В деревне) Ф. Павлова, 1922], Мать Сетнера («Нарспи» по поэме К.В. Иванова, 1948), Мать Сендиера («Айдар» П.Н. Осипова, 1937), Анюк [«Энтип» (Эндип) В.Т. Ржанова, 1949], Алтатти – мать К.В. Иванова («Константин Иванов» И.С. Максимова-Кошкинского, 1950), Ирина Васильевна [«Арканнă юрату» (Разбитая любовь) Н.Т. Терентьева, 1956], Плаги [«Куккук çаплах авăтать» (Кукушка всё кукует) Н.Т. Терентьева, 1960] и др. Сыграла Мать в 2-серийном телефильме «Кÿренÿ» [(Обида) по сценарию В.В. Погильдякова, 1966], Бабу в художествен. фильме «Сеспель» по сценарию Ю.О. Збанацкого (Киевская киностудия им. А.П. Довженко, 1970).
Заслуженная артистка Чуваш. АССР (1933), народная артистка Чуваш. АССР (1945), заслуженная артистка РСФСР (1957). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1960), медалью. Занесена в Почётную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чуваш. АССР (1967). На доме, где она жила, установлена мемориальная доска.
Автор: Г.В. Кириллов.
Лит.: Романова Ф.А. Ольга Ырзем. Ч., 1984.