ЖИЛИЩА БОЖЕСТВА И ДУХИ – по традицион. представлениям чувашей оберегали дом, жилое пространство и их обитателей от воздействия враждебных сил; способствовали созданию и сохранению благоприятной семейной атмосферы; их отношение к жилищу и семье зависело от моральных качеств хозяев. В обрядовой сфере роль многих Ж.б. и д. была несколько затенена.
Место, занимаемое избой, постройками, двором, охранял дух ©‡р ху®и (ийи), хозяин территории. Перед обоснованием на новом участке семья застройщика проводила моление с жертвенной пищей с просьбой позволить занять территорию, ниспослать семье благополучие, принять будущих обитателей под покровительство. Считалось, что с началом строительства дом находится под защитой божеств ©урт ®уратакан турµ, созидающего строение; его матери Ама, духов ©урт тµвакан (покровителя строительства); ©урт тµхта®и (удерживающего дом на возводимом месте); ©урт к‡т™®®и, присматривающего за домом; ©урт сыхчи (страж дома); ©урт ник‡с‡, или Ник‡с тытакан, держащего основу, фундамент; последнему посвящался один из строительных обрядов ник‡с пµтти. Полагали, что семейство духов дома Кил йыш‡ оберегает и опекает каждое отдельное жилище: Кил ху®и изгоняет воров, с супругой караулит пиво, хранящееся в погребе; Кил перекеч‡ способствует бережливости, изобилию; Кил вуч‡ поддерживает огонь в очаге; Кил ®‡лен‡ (домашний змий) охраняет дом от нечисти и недругов; Кил тымар‡ способствует основательности дома и преемственности поколений; Кил кайµк‡ – птица трудолюбия, её называли также Куйкăрăш. От пожара оберегает также Кµмака амµш‡ – мать печи; она согревает дом, семью. Самостоятельным духом выступает П™рт ийи – хозяин строения и площади земли под ним. О семейном благополучии хлопочет Хĕрт-сурт.
Ж.б. и д. покидали заброшенный дом, им завладевал злой дух Ийе. Поэтому, по представлениям чувашей, оставленных жилищ в деревне не должно быть.
Автор: П.П. Фокин
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881