Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО – форма творчества, направленная на создание произведений искусства мастерами, опирающимися на коллективный художественный опыт и традиции. В чуваш. Н.и. представлены крестьянское зодчество, монументал. и малые формы (скульптурные памятники из камня и дерева, культовые изваяния и др.), ювелирный (чеканные украшения из серебра и бронзы) и приклад. виды (вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и серебром, резьба по дереву, керамика, лозопле­тение и т.д.).

Крестьянское зодчество – вид творчества, синтезирующий утилитарный подход с художествен. воплощением в больших масштабах в природ. пространстве (дома, приусадеб. постройки, строения у источников воды, культовые сооружения). В нём издревле присутствовали и сакральные элементы, связан. с космологич. представлениями. С сер. 19 в. крестьянское зодчество приобрело новые формы, освоило новые строител. материалы, в нач. 20 в. в нём появились стилевые направления. Начиная в основном с сер. 20 в. крестьян­ское зодчество использует, кроме дерева, камень, бетон, кирпичи разных видов, плитки. В украшении, как в интерьере, так и в экстерьере, наряду с народ. орнаментал. мотивами широкое рас­про­странение получила цветная кирпич. кладка и сюжетная роспись в эмали и масляных красках.

Монументальная скульптура – древнейший вид искусства, развивавшийся у чувашей под влиянием зороаст­ризма. В форме, композиции, содержании намогил. памятников, несмотря на их канонизированность, чётко прослеживается синтез разновремен. культур Евразии. На надгробиях до 19 в. помещали тексты, выполненные рунич. письмом. В кон. 20 в. монументал. скульптура в виде надгробий имела место у некрещёных чувашей, в основном в Ульянов., Самар., Оренбург. областях, республиках Башкортостан и Татарстан.

Малая форма скульптуры чувашей представлена в основном изваяниями богов из обожжён. глины, камня, металла, в историч. прошлом находит параллели с коропластикой Согда, Хорасана, Маргианы. Лучшие из произведений (18–19 вв.) хранятся в Музее антропологии и этнографии Росс. академии наук и Государствен. музее этнографии (С.-Петербург).

Ювелирное искусство. У чувашей развивалась чеканка по цветному металлу; произведения (браслеты, перстни, колечки, нагруд. украшения ама и шÿл­кеме и т.д.) имели изыскан. форму, рисунки орнаментал. мотивов и тексты рунич. письма. Традиции чеканки продолжаются в творчестве отдельных мас­теров.

Вышивка применялась в украшении костюма, свадебных принадлежностей, бытовых предметов, интерьера избы и т.д. В древности использовалась как узор письма (çыру тĕрри), включала в себя ок. 30 букв рунич. письменности. Форма, цветовое сочетание, орнамент вышивок у разных этнографич. групп чувашей отличались. Узоры были связаны с космологич. представлениями народа. В 1930–40 появились промысловый вид вышивки и художники-профессионалы, в 1960-х гг. – фабрики и машинное производство. В 1970-х гг. народ., профессионал. и самодеятел. виды вышивки оказались в одном русле развития. С 1970-х гг. среди народ. мастеров как в Чувашии, так и в диаспоре зародилась монументал. форма – ковровышивка. С нач. 1990-х гг. вышивка пришла в упадок, с конца десятилетия появились тенденции, свидетельствовавшие о восстановлении промысловых центров и её возрождении. Народ. форма вышивки с глубокими традициями развивается в творчестве Е.И. Ефремовой, Т.И. Петровой, В.А. Прохоровой, М.В. Симаковой, Е.Н. Жа­­чевой.

Узорное ткачество – искусство создания узорных тканей. Чуваш. мастера применяли ткацкие станы как больших, так и малых видов. Основные формы и пути развития те же, что и у вышивки. В узорном ткачестве большое место занимает творчество В.А. Минеевой, А.И. Ильбековой, М.Ф. Сыровой и др.

Шитьё бисером и серебром использовалось при создании женских (хушпу) и девичьих (тухъя) головных уборов, перевязей (тевет), нагруд. (ама, шÿл­кеме) и наспинных украшений, в к-рых находила себе место и чеканка по цветному металлу. В 1920–40 шитьё бисером и серебром было причислено к пережиткам прошлого и полностью прекратило своё бытование. В 1970-х гг. оно вновь начало возрождаться в творчестве отдельных ювелиров, представлено произведениями В.П. Сухарева, В.А. Мине­евой, Е.М. Календаревой и др.

Резьба по дереву и камню – создание изделий для украшения жилища, а также бытовых и ритуальных предметов, культовых памятников и т.д. Резьба по камню наиболее широкое развитие получила в 17–19 вв. (ступы, надгробия), к нач. 20 в. угасла. В 17–19 вв. больших высот, прежде всего в создании культовых и празднич. пивных ковшей и братин, достигла резьба по дереву. С 19 в. мастера начали обращать внимание на внешнее оформление строений – резьба по дереву приобрела более монументал. форму, большое место занимала в декоре домов в 1930-е гг., в 1950–90-е гг. выступала в синтезе с росписью, теряя при этом часть технич. приёмов.

С кон. 20 в. искусство резьбы по камню полностью перешло в творчество профессионалов, традиции резьбы по дереву развивают мастера П.Я. Ма­зуркин, В.С. Чернов, М.Н. Разумов, В.М. Моисеев и др., столяры и плотники, проживающие в республике и за её пределами.

Керамика в творчестве народ. мастеров представлена гончарной посудой, дет. игрушками и т.д. Археологич. раскопки свидетельствуют, что суваро-болгар. керамика была разнообразной формы, в её украшении использовались различ. мотивы, орнаменты и рунич. знаки. Традиции, зародившиеся в древности, бытовали до 17–18 вв. В 19 – нач. 20 вв. формы, объём посуды, глиняных игрушек стали разнообразнее, появилась полива (глазурь).

В 1930–40-е гг. были созданы артели по гончар. ремеслу. Произведения покрывались росписью: орнаментал. мотивами и геральдич. знаками совет. власти и автоном. республики, приобретая тем самым торжественность. В последующие годы художественность была заменена утилитарностью. Продолжает бытовать изготовление глиняной игрушки. Традиции этого вида Н.и. нашли отражение в керамике художественной.

Лозоплетение – искусство создания изделий плетением тонких древесных прутьев. Приобретая новую образность, до высокого художествен. уровня оно поднялось в 1930–40-е гг. В последующие годы испытывало большие труд­ности в развитии, снизилось художествен. качество. В 1970-е гг. произошёл нек-рый подъём, в то же время появилось плетение из синтетич. материалов. Со 2-й пол. 1990-х гг. лозоплетение переживает период восстановления.

См. также Декоративно-прикладное искусство Чувашии, Народные художественные промыслы.

Автор: А.А. Трофимов.
Лит.: Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 1960; Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки. Ч., 1977; Чувашское народное искусство. Альбом (сост. Меджитова Э.Д. и Трофимов А.А.). Ч., 1981; Трофимов А.А. Проблемы народного искусства Чувашии. Ч., 1985; Он же. Чуваш­ская народная культовая скульпту­ра. Ч., 1993.
Иллюстрации
Надгробные семейные памятники.1940–50-е гг. Старое кладбище д. Клементейкино. Альметьевский район. Республика Татарстан. Фото 1993.
Намогильные памятники «юпа». 1930-е гг. Старое кладбище д. Сабакаево. Мелекесский район. Ульяновская обл. Фото 1993.
Орнамент резьбы по дереву. Фрагменты. 1930-е гг. Рисунок из альбома «Чувашский орнамент» М.С. Спиридонова. Научный архив ЧГИГН.
Узор покрывала невесты. 18 в. Фрагмент. Рисунок из альбома «Чувашский орнамент» М.С. Спиридонова. Научный архив ЧГИГН.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство