ОБОЗОСТРОЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ – изготовление средств для гужевого транспорта. Основными средствами сухопут. транспортировки у чуваш. крестьян являлись телеги и сани, в к-рые впрягали тягловую силу: лошадей, в нек-рых местностях волов. Мелкий груз перевозили на ручных санках, тележках. В О.т. практиковалась специализация по изготовлению отдельных частей, это зависело прежде всего от сырьевой базы. Так, напр., по данным земской статистики Казан. губ., в 1880-х гг. мастера Алымкасин. волости Чебоксар. у., Тораев. волости Ядрин. у. гнули дуги, Гусихин., Спас., Акулев. и Богород. волостей Чебоксар. у., Аликов. волости Ядрин. у. – изготавливали колёса. Набор инструментов был разнообразен, нек-рые работы выполнялись на специал. приспособлениях. Полозья гнули из дуба, ильма, клёна, ободья колёс – из дуба, ильма, дуги – преимущественно из ветлы, цельного ствола молодого дуба, ильма, вяза. Мастера предпочитали продавать сани в собранном виде. Оглобли и отводы покупатели устанавливали сами. Ступицы колёс вытачивали из берёзы на ножном токарном станке, выдалбливали отверстия для спиц (на переднее колесо ставили 9–11 спиц, на заднее – 10–12). Обод надевали на специал. стане, стык скрепляли хомутиком. Все остальные части телеги, кроме колёс, хозяева делали сами.
Особое положение занимали кустари по изготовлению хомутов. Гужи, ременные части сбруи выделывались шорниками, но большинство крестьян заменяло их верёвоч. постромками, свитыми ими самими из мочала, волокна.
В 1920-х гг. часть кустарей была кооперирована в промысловые артели, включённые в Чувашкустлеспромсоюз. После коллективизации в нек-рых колхозах сезонно работали специализирован. бригады. В республике серийное производство средств транспорта было налажено на Мариинско-Посадском обозостроительном заводе, в артели им. Сталина, в мастерских леспромхозов.
Автор: П.П. Фокин.