Место рождения: Курмыш. (или Ядрин.) у. Нижегород. губ.
ЕГОРОВ Пётр Егорович [1731, Курмыш. (или Ядрин.) у. Нижегород. губ. – 12.5.1789, Санкт-Петербург] – архитектор, живописец, график, представитель раннего этапа развития рус. классицизма, один из его талантливых основоположников. «Чувашенин родом» (как он писал в своих документах), сирота с малых лет, с 1742 воспитывался в семье сподвижника Петра I генерал-майора артиллерии Е.Л. Дадиани.
Живя в доме князя Дадиани, Е. был «обучен арифметике, геометрии, полевой практике (умению снимать перспективный план местности), от руки рисовать и отчасти из масляных красок писать (т.е. живописи)». В 1750-е гг. Е. жил в доме «грузинского царевича» Бакара Багратиони, сына царя Вахтанга VI, и привлекался как живописец на строительство Оперного дома в Петербурге под руководством итальянских живописцев Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти.
14 апреля 1755 Е. зачислен учеником в архитектур. команду С.А.Волкова, и началась его творческая работа, к-рая не прерывалась вплоть до его кончины. В эти годы Е. работает в Петергофе, на строительстве Смольного монастыря, Зимнего дворца.
В ноябре 1763 Е. представил в Канцелярию от строений проект, описание и смету церкви Успения Пресвятой Богородицы в Пярну. По указанию императрицы Елизаветы Петровны проект церкви в Пярну должен был служить образцом для строительства всех православных храмов Прибалтики. В 1764–75 Е. находился при строительстве Новодевичьего монастыря, в то же время с декабря 1766 назначен преподавателем стар. классов в архитектур. школе при Канцелярии от строений. С марта 1768 возведён в заархитекторы (млад. архитекторы) в ранге титулярного советника. С 1768 по 1785 шло строительство Мраморного дворца. Проект его и возведение, а также впоследствии Служебного корпуса к нему и ограды к ним осуществил Е. С окончанием строительства Мраморного дворца, шедевра архитектур. искусства, Е. утверждён (апрель 1786) в надворные советники.
С 1770 началось возведение ограды Летнего сада. Первый проект ограды, составленный И.Б.Фоком, не был осуществлён. В сентябре 1772 по распоряжению Конторы строений Е. приступил к переработке проекта Фока. Он составил три варианта этой ограды, прежде чем пришёл к окончательному решению, предложил несколько вариантов верхних украшений к малым и большим воротам, осуществлял архитектур. контроль над работами, принимал от исполнителей изготовленные детали решёток и украшений. Одновременно работал (1771–73) над возведением (после пожара) домов адмиралов Г.А. Спиридова и А.Н. Сенявина, Рождественской церкви на Песках, перестраиванием дома графа Г.Г.Орлова (бывший дом банкира Г.Х. Штегельмана) и т.д.
В июле 1786 строительство ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге завершилось. Прозрачная ограда, отделяющая сад от набережной Невы, со спокойным рядом гранит. столбов и чугун. решёткой, чёткий узор к-рой оживлён изящными бронзовыми позолочен. вставками, принадлежит к шедеврам не только русского, но и мирового искусства. В 1788 закончилось строительство Служебного корпуса и ограды Мраморного дворца. В этом же 1788 Е. награждён медалью (вместе с др. сотрудниками Конторы строений в связи с успешным ходом Русско-турецкой войны и взятием Очакова).
Автор: В.А. Прохорова.
Лит.: Всеобщая история архитектуры. Т. 6. М., 1968; Кузнецова Э.Ф. Архитектор Пётр Егоров. Ч., 2003.